Все новости
КОЛУМНИСТЫ
7 Июля , 18:30

Гиперактивный герой мультика

Когда моей дочке было два годика, я продумывала для нее список мультфильмов, которые затем мы смотрели на ноутбуке. Прежде всего, это были советские мультфильмы: «Винни-Пух», «Ежик в тумане», «Трям, здравствуйте»…

Кадр из мультсериала "Смешарики"
Кадр из мультсериала "Смешарики"
По телевизору тогда показывали разные мультсериалы: «Сам, сам», «Аркадий Паровозов», но почему-то особого интереса у дочки они не вызывали. В еще одном популярном мультике «Бали» главным героем был пес с огромной, непропорциональной мордой. Вместо рта у него была ниточка. Ниточка поднималась вверх-вниз, это означало, что пес разговаривает. Неподготовленного взрослого зрителя это вводило в фрустрацию, а как это воспринимали дети, я не знаю.

Когда у меня родился сын, я решила снова прибегнуть к тому же методу – составляла списки советских мультиков. Но сына «Ежик в тумане» и «Трям, здравствуйте» не сильно впечатлили. На детских телевизионных каналах он предпочитает смотреть: «Барбоскиных», «Фиксиков». Когда ему было пять лет и он обожал сериал «Смешарики». Картинки тут сменяются быстро, не успеваешь даже сообразить, в какой обстановке происходят те или иные события, не говоря уже о целостном впечатлении о мультфильме. Все это напоминает мне нашу современную жизнь, в которой мы куда-то спешим, испытываем смену настроений и не имеем возможности проанализировать поступки и последствия.

Детский герой – нарцисс-психопат?

Когда-то отправились в кино на премьеру мультфильма «Смешарики. Дежавю». Купив предварительно в магазине попкорн и лимонад (как известно, в кинотеатре они обходятся в космическую сумму), уселись перед экраном. Сюжет мультика с первых же сцен показался не совсем детским. Крот – служащий агентства путешествий – принимает заказ от Кроша (кролика), который хочет устроить незабываемый день рождения для друга Копатыча (медведя). Выясняется, что у кролика нет денег, чтобы оплатить услугу. Его самого и друзей забрасывают в разные миры. И все бы ничего, но куда бы ни попали герои, их везде поджидают агрессивные чудовища, преследования, опасности. В целом, мультфильм напомнил американский боевик 90-х годов с бесконечными погонями, стрельбой, драками. Обманутый Крот преследует Кроша и его команду, хочет их убить, потому что они не оплатили услугу его агентства (заметим, не посадить в тюрьму или наказать как-то иначе, а именно убить).

Главный герой Крош (по идее, дети должны идентифицировать себя именно с ним) – это инфантильный, нездоровый психопат. Ко всему и ко всем он относится несерьезно, постоянно ищет приключений для себя. Ну, прямо-таки гиперактивный нарцисс! Кстати, синдромом гиперактивности сейчас многие родители оправдывают поведение своих невоспитанных детей. Скажем, придешь в кафе, а там дите бегает туда-сюда, орет (в то время как мать сидит в телефоне), и если кто-то делает ей или ему замечание тут же начинается: «Он у меня вот такой – гиперактивный». Как известно, гиперактивность – это диагноз, который нужно лечить у психиатра или невропатолога. А вот невоспитанность – формируется в результате неправильного воспитания.
Вернемся к Крошу… Из-за его безответственности друзья могут лишиться жизни, вынуждены страдать. Никакой внутренней трансформации, раскаяния у героя не наступает. Интересен такой факт – в результате определенных манипуляций появляется двойник Кроша – Шорк (брат-близнец кролика). Вначале он точно такой же гиперактивный (носится, все сшибает на своем пути), но, попав в другой (жестокий) мир, становится спокойным, разумным зверьком. Не совсем понятно, для чего нужно было это разделение. Все это похоже на шизофренический раскол героя на две части. С кем должен идентифицировать себя смотрящий мультфильм ребенок? Тоже не ясно.
Как происходит идентификация в нормальных сказках и мультиках? Возьмем, например, Незнайку из произведений Николая Носова. Озорной непослушный мальчишка. Он вечно попадает в нелепые истории. Он упрям и находится в постоянном поиске приключений. Ребенок, читая или слушая сказку о нем, понимает – мальчишка вовсе не идеален, он, так же как и любой малыш, ошибается, не всегда оправдывает ожидания окружающих, но при этом Незнайка умеет делать выводы.
Винни-Пух – мишка, который обожает сладкое, часто ведет себя как эгоист. Тем не менее он умеет любить и дружить, способен с юмором относиться к ситуациям.
Фунтик – борец за справедливость. Честный и добрый поросенок хочет рассказать всем, что госпожа Белладонна – жадная, коварная тетка, наживается на сиротах-поросятах.
Ежик в тумане – герой, который сталкивается с опасным окружающим миром, ищущий выход из тумана, познающий себя и других.
«Жил был пес» – мультфильм о дружбе таких непохожих волка и пса, которые приходят друг другу на выручку.
«Слон и пеночка» – показывает разницу восприятия любви.
Наверное, мы не должны рассматривать каждое произведение для детей, как психотерапевтическую историю. Иногда ребенку для его развития достаточно послушать красивую музыку, рассказать смешной стих. И все же думать о том, какой отпечаток накладывают детские сюжеты мультиков стоит.
Автор:Марианна Давлетова
Читайте нас: