Вот, к примеру, высшее образование. У нас оценка вузов происходит на основании текущих показателей. В США и Великобритании на основании успехов выпускников за три-четыре поколения. Неудивительно, что из российских вузов в мировых рейтингах в первой сотни попадается только МГУ (и то ближе к концу).
Да что там! Возьмите эту чехарду с введением-отменой промилле для водителей, переводом стрелок часов, плоской и прогрессивной шкалой налогов и прочее.
Для того чтобы рассуждать далее процитирую Д. М. Кейнса («Общая теория занятости, процента и денег»): «…в каждом обществе …имеется разная естественная норма процента». Это спорное утверждение даже для экономистов. Суть заключается в том, что Кейнс выводит значительную часть текущей ставки процента за рамки детерминированности текущим моментом и определяет ее как заданную культурой, историей, психологией общества. Я значительно упростил, но искажения смысла находятся в рамках необходимой для моего ответа Вам аргументации
Культура — продукт большей своей частью общественный. Поэтому для понимания почему в одних обществах удается сотрудничество в целях ее развития, а в других нет, будет полезно изучить работу нобелевского лауреата Элинор Остром «Управляя общим: эволюция институтов общественной деятельности». Цитирую: «Ставка дисконтирования, в применении к общему ресурсу — это размер на который уменьшается ценность блага, получение которого отложено во времени».
Процент из работы Кейнса и ставка дисконтирования из работы Остром — показатели хотя и разные, но математически взаимосвязанные. Для Остром — ставка дисконтирования — это ни в коей мере не финансовый показатель. Значительная часть тех обществ, которые она изучала, жили в мире, где не умеют считать ставки процента и дисконтирования. Но при этом, каждое общество думает, как долго и с какой вероятностью оно будет пользоваться продуктами своего труда, как долго имя человека будет опорочено ложью и насколько велик должен быть стимул обманывать, чтобы имело смысл рисковать своим именем в заданном временном диапазоне. Чем ниже ставка дисконтирования, тем долгосрочнее проекты, тем дольше позор от обмана и тем больше вероятность совместной деятельности направленной на достижение долговременных целей. При этом, повторю, ставка дисконтирования и естественная норма процента — это характеристика не предпринимателей, а всего общества в целом.
Я не буду цитировать Бенджамина Франклина, но его кодекс предпринимателя практически совпадает с лучшими представлениями о честности и приличном поведении и не потому, что Франклин вкладывает в него мораль, а потому, что мораль соответствует правильному бизнес-поведению при долгосрочном планировании. Мораль — это не только внематериальная схоластика. Быть моральным, а, следовательно, и честным, не только почетно, но и выгодно, если общество стабильно и прозрачно!
Я не буду развивать тему со ставкой дисконтирования, но уж коли автор хотел поговорить с предпринимателями о культуре, позволю себе сделать выводы, которые мне кажутся уместными: