Как-то мы стояли с приятелем недалеко от Союза писателей, разговаривали. Он и спросил:
– Айдар, как ты стал писателем? Ты же башкир, наверняка у тебя есть родственники-писатели, которые тебе помогли.
– Да нет, – говорю, – у меня никаких родственников-писателей, никто мне не помогал.
Тут мимо нас прошли две дамы. Я с ними поздоровался по-башкирски.
– Кто это? – спросил меня чуть погодя приятель.
– Это моя тетя Марьям Буракаева и ее дочь Зухра, они члены Союза писателей.
Тут мимо прошел еще один пожилой джентльмен. Я с ним тоже поздоровался.
– А это кто? – наморщил лоб приятель.
– Мой дядя Марат Каримов, он народный поэт Башкортостана, член Союза писателей.
Надо было видеть взгляд, которым одарил меня приятель. Он так никогда и не поверил, что с ними я познакомился, уже когда был состоявшимся писателем.
Рассказывать такие истории чревато, поскольку всегда найдутся люди, которые скажут «да никакой ты не писатель, ты врешь, тебе помогли» и так далее.
Поэтому на самом деле я бы хотел поговорить о тренде, который существует в нашем обществе – о том, как люди вообще кем-то становятся.
Ну давайте скажем прямо: когда человеку семнадцать лет, вряд ли он является полноценным специалистом в какой-либо области, разве что его учили балету с пяти годов. И что же теперь с ним делать? Вообще отказать в праве на существование? Конечно, нет! Для того и существуют образовательные учреждения, чтобы люди в них чему-то научились.
Собственно, развитие человечества начиналось именно с этого – никто ничего не умел, но перед людьми стояла задача – научиться выращивать урожай, полететь в небо как птица, научиться варить сталь и так далее. То есть в самом начале любая мечта выглядела как карго-культ, как имитация настоящего, как подделка. И никто не был специалистом, все были бездарными, никчемными, глупыми, необразованными неудачниками, потому что никто ничего не умел, ни у кого ничего не получалось.
Но что произошло потом? А потом началась жизнь, и кто-то посвятил ее служению карго-культу как чему-то настоящему. То есть он из года в год сажал зерна и ухаживал за посевами, думал, почему что-то выросло, а что-то нет, записывал, какая была погода, находил и пробовал новые приемы обработки земли.
И вот из этих – не из всех – вдруг кто-то и правда научился выращивать урожай.
А кто-то каждый год делал то же самое, но не вкладывал в это душу, все делал механически. Но даже у таких людей что-то да накапливается в итоге, что можно предъявить людям.
А кто-то вообще ничего не делал, потакая своим самым низменным страстям. Это вообще путь в никуда, в конечном итоге. Потому что, потакая самому себе, ты в конечном итоге выращиваешь в своей душе чудовище, которое желает угождать только своим капризам, которое отрицает содержательный труд.
Но только содержательный труд приносит плоды. Только он может преобразить карго-культ в нечто настоящее, сущностное. И на самом деле все зависит от нас: либо мы занимаемся имитацией, либо занимаемся содержательным трудом.
То есть мы отвечаем на вопрос:
– что надо делать, чтобы стать Джимом Моррисоном – бухать, колоться, прожигать жизнь или двадцать часов в сутки заниматься вокалом и игре на гитаре?
– чтобы избавится от страха перед жизнью, надо самому его преодолеть в себе или вылить на четыре миллиона жителей Башкортостана?
– чтобы снимать хорошие фильмы, надо мучиться самому, думая о том, что же ты хочешь сказать людям на самом деле или просто имитировать московских или заграничных режиссеров?
Этот выбор мы делаем сами, если мы, конечно, люди, а не зомби, социальные животные, у которых разум отсутствует как таковой. Но вопрос о том, существуют ли зомби, еще не до конца изучен общественным сознанием, возможно, их не существует.
Есть такие люди, общение с которыми превращает человека в пустышку. Мне вот сегодня жаловались – была такая хорошая девушка, так умно размышляла, связалась с NN, и превратилась в убожество, двух слов связать не может. И умных мыслей от нее уже не дождешься.
С чем же это связано? В чем причина такого влияния токсичных людей?
Дело в том, что каждый человек хочет, чтобы его уважали, чтобы его признавали, чтобы с ним считались. Добиться этого непросто, порой походят долгие годы, прежде чем окружающие скажут тебе – а ты, оказывается, не такой дебил, как мы думали!
Вытерпеть такое к себе отношение непросто, это своеобразное духовное испытание на прочность, на стойкость, на силу духа, на уверенность в своей правоте.
Вот именно на этом и паразитируют токсичные люди. Они сразу вам выдают свое признание, они сразу начинают вас уважать, сразу с вами считаются. Это не может не привлекать к себе творческих людей.
– Ура, наконец-то меня оценили, я гений, как хорошо, – думает начинающий юнец или юница. И сразу все становится хорошо: они попадают под свет прожекторов, участвуют в разных вечерах, встречах, попойках и так далее.
Но поскольку у начинающего творческого человека запас прочности, запас наработанных мыслей невелик, то он быстро и кончается. А как только он кончается, то кончается и уважение, потому что на самом деле токсичных людей интересуете не вы, а ваши наработки! И вот вы не знаете, что делать дальше, а вас уже если не презирают в открытую, то не так хвалят и ценят…
А вы уже не можете без этого, а сами работать так и не научились, не стали самостоятельным творческим человеком. И вот вы потеряли все, а токсичные люди умчались дальше, искать себе новые жертвы…
С токсичными людьми разговаривать бесполезно, это их образ жизни, как опарыш живут сами знаете где, так и они жить по-другому не могут, разве что Бог откроет им глаза.
А что касается их жертв, то, что же вы хотели? Эта музыка не будет вечной, хотели – получили. Никто же не заставлял вас снимать трусы под видом поэтического перформанса, никто не заставлял вас становиться микропоэтом, вы все сами выбрали и своими руками превратили себя в ничтожество.
Но я уверен, что и в этом случае не все потеряно. Потому что вы можете выбрать содержательный труд, и он сможет из вас снова сделать творческого человека. Это займет не два дня, а годы. Но это работает, если вы сделаете этот выбор. Потому что это работает именно так.
Сама по себе водка спокойно лежит в бутылке, сам по себе наркотик не прыгает человеку в вену. Сами по себе токсичные люди вам не опасны, если вы сами не откроете им дверь в своей душе.
Когда-то я написал лимерик о таком вот абстрактном токсичном персонаже:
Жила на свете некая Амбре,
Справляла нужду на заднем дворе.
Но открыв социальные сети,
Потеряла нужду в туалете,