Все новости
КОЛУМНИСТЫ
2 Декабря 2021, 15:00

Биологические основы обучения взрослых: постановка проблемы

Педагогика ассоциируется с детьми. Мы говорим: «педагогика», подразумеваем: «дети». Практически на всем протяжении истории человечества каждого индивида обучение происходило в детстве и юношестве. Человек овладевал каким-то навыком, в зрелые годы он совершенствовал свои навыки, набирался опыта, мастерства, затем становился мастером своего дела и затем мог обучать этому навыку молодых.

Одаренные и талантливые могли привнести что-то свое, новое в когда-то освоенный навык, то есть навык трансформировался, но в целом схема обучения была именно такой – в молодости учишься, в старости учишь сам (если доживешь). Соотношение скорости развития цивилизации и средней продолжительности жизни было таковым, что усвоенных в молодости навыков хватало для успешного проживания одной жизни.

За время одной человеческой жизни не происходило глобальной смены мироустройства, а происходившие изменения не влияли радикально на однажды усвоенный жизненный уклад. Возникавшие за время жизни одного поколения технические и другие нововведения вполне могли быть подхвачены следующим поколением, оставляя для «взрослой» части населения возможность существовать в привычном ей укладе. Индустриальная революция XIX века резко ускорила процесс развития, приведя к экспоненциальному росту технической модернизации.

Нынешняя скорость развития научно-технического прогресса в корне изменила ситуацию. С таким человечество сталкивается впервые: сегодня уже почти не остается надежды, что можно усвоить необходимые для всей жизни навыки в молодости и пользоваться этими навыками всю жизнь. Развиваются новые технические приспособления и среды, требующие специальных знаний и навыков, исчезают совсем одни профессии и стремительно появляются другие [1]. Все чаще от нас требуется мгновенное реагирование на появление новых сфер жизни – от смены привычных гаджетов, осваивать которые требуется практически мгновенно, до полной смены профиля профессиональной деятельности [2].

Следовательно, в самое ближайшее время огромному количеству взрослых людей придется постоянно обучаться новым навыкам. Среда вынуждает нас реагировать на изменения, которые, к слову, создаются самим человеком. При этом от способности к обучению и от скорости этого процесса зависит успешность существования человека. Ситуация обостряется резким ростом населения (следствие прогресса, связанное с повышением выживаемости и продолжительности жизни) и не менее резким повышением безработицы.

Сложность в том, что эволюционно человечество плохо приспособлено к постоянным и быстрым изменениям во взрослой жизни. Вся биологическая машинерия, обслуживающая процесс обучения, наиболее активно работает в детстве и юности, постепенно снижая активность с возрастом. Физиологически процесс обучения является очень затратным, поэтому вполне естественно, что эволюция стремится снизить эти затраты, «выключая» неиспользуемые (или используемые неэффективно) функции.

Способность обучаться в своей основе имеет помимо всего прочего еще и пластичную (в юности) нервную систему, которая гибко, быстро и адекватно может подстраиваться под требования среды [3]. С годами человеческий мозг частично утрачивает эту пластичность, что сказывается на скорости и субъективной сложности процесса обучения [4]. Хорошая новость в том, что пластичность утрачивается не полностью, во-первых, а во-вторых, может быть в определенных пределах восстановлена с помощью специальных тренировок. Однако, вследствие естественного снижения пластических свойств нервной системы, затраты возрастают, а временные показатели и динамика обучения серьезным образом могут варьировать у разных индивидуумов и плохо поддаются стандартизации. То есть возникает естественный разброс в популяции по скорости обучения. Кроме того, процесс усвоения материала совсем не линейный, может, например, наблюдаться застой, связанный с накоплением информации, который проявляется внешне в отсутствии прогресса в обучении, чередующийся с периодами бурного роста накопленных знаний. Вариантов траектории обучения огромное множество, и скорость – не единственный фактор, который траекторию определяет.

С возрастом индивидуальные отличия усиливаются [5]. Это касается не только физиологических особенностей памяти, динамики когнитивных процессов, но и эмоциональных реакций, репертуара стратегий обучения, флуктуации настроения, мотиваций, поведенческих реакций. Следовательно, и требования к вновь усваиваемому материалу, и способу его подачи во взрослом возрасте более индивидуально зависимы, чем в юношеском [6].

Еще одной особенностью молодого возраста по сравнению со зрелым является пониженная критичность (повышенное доверие) к усваиваемому материалу. То, что человек усваивает в детстве, является основой, базой, незыблемо, и именно с этой базой сравнивается все, что он получает в качестве знаний потом. Следовательно, по умолчанию все, что с этой базой конфликтует, трактуется как неправильное и отвергается в более старшем возрасте. То есть в зрелости принятие усваиваемого материала происходит сложнее, «пробиваясь» сквозь фильтры ранних установок, критичность к радикально новым сведениям повышена.

Те психологические механизмы, которые обеспечивают обучение в детстве и юности, не просто не работают в зрелом возрасте, но, зачастую, мешают взрослым. Так, в структуре потребностей человека в разделе биологических потребностей существует потребность в компетентности, под которой подразумевается желание субъекта достичь определенных внутренних и внешних результатов, стремление быть эффективным в чем-либо. Она заставляет индивидуума желать соответствовать требованиям, которые к нему предъявляет общество, в том числе осваивать какие-то навыки и умения. В детском возрасте это заставляет ребенка пытаться кататься на велосипеде, например, когда сверстники вокруг уже умеют. Но именно эта потребность в зрелом возрасте мешает учиться чему-то новому. Потому что мы не просто хотим что-то уметь, мы хотим уметь это делать ХОРОШО. Мы хотим в зрелом возрасте хорошо уметь водить машину, говорить на иностранных языках (желательно в количестве не меньше пяти), готовить потрясающие торты, разбираться в поломках сложной техники, с легкостью отжиматься пятьдесят раз и т. д. Но мы не хотим (даже в качестве этапа обучения) жалобно блеять на рынке или в отеле в чужой стране на непонятном языке, подыскивая нужные слова в памяти; не хотим являться причиной задержки потока машин, медленно пытаясь припарковаться в сложном месте; не хотим признаваться в том, что не знаем, как починить выключатель. Нам не позволяет выглядеть неумелыми наша потребность в компетентности. Проще совсем отказаться от желания освоить новый навык и придумать сложное и благородное объяснение нашему отказу.

Еще одной особенностью сегодняшнего момента с точки зрения обучения является то, что в большинстве случаев сегодня нам нужно не совершенное владение навыком, а быстрое его освоение на минимальном уровне, это дает гораздо больше преимуществ, чем совершенное, но длительное освоение. Все чаще преимущество на рынке труда отдается работнику с большим списком компетенций, качество владения которыми отходит на второй план. Процесс поверхностного, ознакомительного освоения материала серьезным образом отличается от традиционного глубокого подхода.

Существенно отличается с возрастом и мотивация к обучению. В детском возрасте ее может не быть совсем, тогда как у взрослых она как правило ярко выражена и точно сформулирована. Учет мотивации серьезным образом влияет как на структуру обучения, так и на динамические показатели процесса. Работа с мотивацией, апелляция к ней в процессе обучения становятся ведущей силой обучения взрослого человека [7].

Еще один фактор: с возрастом меняется структура отношений ученик – учитель. Если в детстве учитель всегда старше и опытнее, то в зрелости ученик и учитель могут быть равны, а может быть так, что учитель моложе ученика. Таким образом, отношения ученик – учитель не могут быть однонаправленными от учителя ученику, они становятся партнерскими. Такой вид отношений гораздо более затратный для учителя, он подразумевает совсем другой способ подачи материала.

Все вышесказанное приводит к выводу о том, что способы и методы обучения взрослых должны кардинально отличаться от таковых для детей и юношества. На бытовом уровне это не вызывает ни у кого возражений, однако глубоких фундаментальных физиологических основ для разработки подходов обучения взрослых на сегодняшний момент практически нет. Есть эмпирические наблюдения, которые скорее свидетельствуют о наличии отрицательного опыта в этой сфере, во многом устаревшие педагогические наработки в области образования взрослых, в основном касающиеся высшего образования рабочей молодежи и огромный пул тренингов, усиленно развивающийся, но тоже не вполне систематизированный.

В свете вышеизложенного требования, которые должны предъявляться к новым педагогическим подходам, ложащимся в основу методик обучения взрослых, следующие:

  1. Они должны быть индивидуально подстраиваемы. Один из вероятных механизмов такой подстройки может разрабатываться по аналогии с индивидуальными запросами в поисковых системах типа Google, Яндекс и т. д., т. е. основываться на анализе характера когнитивной активности индивидуума. Стратегии обучения обсуждаются с учеником и могут меняться в ходе обучения по согласованию с ним.
  2. Временные границы усвоения навыка серьезным образом могут варьироваться у разных индивидуумов и плохо поддаются стандартизации. По этой причине временные нормативы усвоения материала также индивидуальны.
  3. Необходимо учитывать мотивацию обучающегося. Она является движущей силой, схема обучения должна строиться вокруг мотивации.
  4. Уровень овладения навыком обсуждается и окончательно определяется обучающимся. Степень овладения преподаваемым навыком должна быть регулируема в широких пределах. Должна существовать возможность ее изменять в процессе обучения.
  5. Специфические партнерские, а не менторские взаимоотношения учителя и ученика.
  6. Способ подачи материала учитывает имеющийся у обучающегося опыт, объем знаний и предпочтительный канал получения информации.
  7. Аргументация подаваемого материала должна быть убедительной. В случае конфликта с уже имеющимися установками и знаниями вновь подаваемая информация должна иметь шанс пробиться к обучающимся.
  8. Практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;

Данный список требований не окончательный, скорее призывает к серьезному всестороннему междисциплинарному обсуждению проблемы, чем претендует на окончательный готовый рецепт решения.

 

Список литературы

  1. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 12.08.2018).
  2. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: ООО «Вариант», 2015. 234 с.
  3. Макаренко Н.В., Лизогуб В.С., Борейко Т.И. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 6. С. 52-57.
  4. Пальцын А.А., Комиссарова С.В. Возрастные изменения мозга // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 2015. Т. 59. № 4. С. 108-116.
  5. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 153-159.
  6. Ames D. L., Fiske S. T. Cultural Neuroscience // Asian J. Soc. Psychol. 2010. Vol. 13. № 2. Р 72-82.
  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
Автор:Елизавета ГАЛЬПЕРИНА
Читайте нас: