Все новости
КОЛУМНИСТЫ
20 Сентября 2020, 13:24

Как оценивать культуру?

Хотим мы того или не хотим, однако наступает момент, когда происходит неизбежное – сокращение расходов. Поскольку наше консервативное общество всегда полагало и полагает культуру чем-то смешным и развлекательным, то его сия участь тоже не минует.

И тут важно не ошибиться, важно не сократить что-то такое насущное, после чего дети перестанут рождаться вообще, и все умрут в течение одного поколения.
Вот почему необходимо разобраться с принципами, на которых основана культура, по которым она живет, что составляет ее существо.
Первый принцип. Постоянный рост профессионализма.
Итак, вы дали кому-то денег, и он что-то сделал. Ура, все хорошо. И что, этим все ограничивается? В том-то и дело, что нет.
Любая деятельность ведет к одному из двух – становится человек профессионалом высокого класса или нет.
Так как же нужно относиться к культуре в данном случае? А именно – поддерживать тех, кто растет, кто становится специалистом, кто дает продукт все более и более высокого уровня. И соответственно надо сокращать расходы на тех, кто уже ничего не делает и не способен прыгнуть выше головы.
При этом, что интересно, толковые специалисты не только сами растут, но и растят новых специалистов. Как пример, можно привести Файзи Гаскарова, который воспитал массу учеников.
Так же как пример можно привести Земфиру, которая растет сама и многих за собой тянет в отличие от тех артистов, которые не растут. Кого из них стоит поддержать, как думаете?
Принцип второй. Честность.
Вот какой-то человек собрал коллектив и что-то сделал в области культуры и одному или двоим не заплатил, нарушил их права. Надо ли поддерживать такого? Нет, потому что он обманул сегодня, обманет и завтра. При любой возможности он не будет платить налоги, будет кидать всегда и всех, лишь бы подвернулась такая возможность.
Или он написал донос на кого-то. Неважно, он может быть сто раз прав, но после этого тот человек напишет доносы на любого, в том числе и на свое начальство при любой удобной возможности. Он выбрал стезю бесчестности.
Почему это плохо? Потому что в культуре важен только успех у публики, только он наполняет кассу и бюджет. Доносами еще никто не составил себе такое доброе имя, чтобы его произведения пользовались успехом у публики. Поэтому не зря в народе говорится – доносчику первый кнут.
Третий принцип. Накопление добра.
Жизнь есть жизнь, кто-то приходит на работу, кто-то уходит, а кого-то и увольняют, сокращают, оптимизируют, так сказать. И как же поступать в этом случае, как быть? Тут надо понимать, что если ты уволил человека, который оказался никчемным и потом никак себя не проявил – это одно. А если уволил человека, который потом взлетел как ракета в небо – это уже показатель. Я на самом деле знаю несколько организаций, откуда постоянно уходят лучшие, а худшие остаются.
Есть еще один момент, когда хороший работник уходит, потому что нашел нечто лучшее. Таких ведь тоже надо отпускать, но с ними надо оставаться в добрых отношениях. Это и есть накопление добра.
Эти три принципа работают в тесном взаимодействии. Честность привлекает талантливых людей, толковых специалистов, накопление добра позволяет их удерживать в орбите культуры, а постоянный рост профессионализма привлекает публику и наполняет бюджет.
И, соответственно, наоборот – нечестность отталкивает специалистов, накопление зла собирает в кучку бездарностей, а снижение числа профессионалов ударяет по бюджету и культура умирает.
Так что перед нами – два пути. Какой из них мы выберем – это зависит от нас, от общества в целом и от каждого человека в частности.
А напоследок, завершая этот текст, я хочу привести такой анекдот. Во время войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:
– А где же затраты на культуру?
– Так война же идет! Какая культура?
– Если нет культуры, за что мы тогда воюем? – удивился Черчилль.
Айдар ХУСАИНОВ