Все новости
КОЛУМНИСТЫ
22 Февраля 2020, 14:10

А слово-то какое - человек!

«Самый большой талант – быть Человеком. Нет столь дурного человека, которого бы воспитание не сделало лучшим…»В. Г. Белинский.«Человек» – как гордо звучит это слово… Оно словно охватывает весь мир, ведь человек обладает разумом, способен создавать и творить невообразимые вещи, придумывать новое и совершенствовать уже изобретенное.Вот только человек не может стать Человеком, не получив должного воспитания. И здесь немаловажную роль играет учитель.

Будущие преподаватели, получив образование, основательно проработав методику преподавания, однажды впервые открывают двери класса, чтобы увидеть тех, чьи сердца им придется завоевывать.
Будущий учитель должен уметь уловить то, что не заметно со стороны. И особое внимание следует обратить на признаки тревожности у детей. Иногда ребенка очень трудно вывести на контакт: под воздействием обстановки в коллективе, личности классного руководителя либо неблагоприятных семейных обстоятельств дети замыкаются, уходят в себя, отвергая, словно ежики, любое проявление внимания к ним. Молчание, плотно сжатые губы, резкие движения и отсутствие всякого участия в учебном процессе должны насторожить учителя, потому что тревожность, страхи, агрессия не беспочвенны. Найти основу всего этого можно лишь с помощью терпения и дружелюбного отношения к ребенку. Терпение – это основа всех методик. Вздыхать, отворачиваться, разговаривать о детях в присутствии их же самих категорически не рекомендуется. Поверьте – дети все слышат; более того, они лучше взрослых чувствуют и понимают окружающую обстановку. Сплотить коллектив – сложная задача, но, решив ее, вы никогда об этом не пожалеете, зная, что теперь у «маленьких взрослых» открыта дорога к солнцу.
Нужно помнить, что пятьдесят процентов тревожных детей впоследствии вырастают творческими людьми. Одни увлекаются музыкой, находя в ней отдушину, – и годы спустя становятся известными музыкантами; другие рисуют, поражая воображение зрителей; третьи слагают в рифмы бегущие строки. Но их тревожность так и будет жить вместе с ними – в тусклом свете в углу картины, в преобладании темных красок, в эмоциональных взрывах мелодии. А если кто-то собьется с пути и совсем утратит веру в людей?
Детские впечатления, тем более сильные, остаются с нами на всю жизнь. И если вы чувствуете, что ребенок отдаляется, с ним что-то происходит, – забросьте все дела. Они будут ничтожны по сравнению с тем, что тревожит его.
Групповые тренинги, общение, классные часы, посещение музеев, выезды на природу, экскурсии – все это как нельзя лучше развивает творческие способности, формирует человеческое мышление и вносит разнообразие в учебный процесс. Здесь вы увидите, какие нераскрытые таланты живут в каждом маленьком человеке. Успеть выловить этот момент, не дать ему затеряться в бесконечном потоке дней – задача не только классного руководителя, но и преподавателей-предметников.
Быть учителем непросто, нелегко и идти в ногу со временем. Научные разработки, новые открытия заставляют нас все время меняться. Дети развиваются быстро, схватывая все буквально на лету, и учителю как настоящему авторитету надо уметь воспринимать и применять новые знания. Молодые кадры, приходящие в школы каждый год, могут внести новизну в мастерство преподавания, «освежив» головы опытных учителей, и взамен получить годами отточенные навыки и мастерство.
Классный коллектив можно сравнить с волнами: руководитель – ветер, ученики – вода. И куда подует ветер, туда устремляется волна. Станут ли ребята ответственными, подготовленными к взрослой жизни, отзывчивыми и коммуникабельными, зависит от многих факторов, важнейшим из которых является правильная методика преподавания. И надо, чтобы эта методика была «живой».
Еще Екатерина II говорила, что «самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания». Как суметь взвесить все «за» и «против»? Как повлиять на детское воображение и не унизить ребенка? Как суметь показать свою точку зрения и выслушать мнения учеников, считаясь с их возрастными интересами и особенностями психического развития? Это задача не из легких. Но, наверное, она и притягивает молодых преподавателей в школу. Они все также стремятся – в дополнение к курсу лекций и анализу литературы – разрабатывать свои методики, чтобы внести свой вклад в развитие нашей страны. Ведь будущее детей, которых мы обучаем, это судьба нашей Родины, а значит, и наша судьба.
Видеть блеск в детских глазах, слышать их звонкий смех и чувствовать тепло их рук – это можно назвать счастьем. Счастьем, которое дается нелегко. И это нужно ценить. Ребенок в момент рождения лишь «кандидат в люди», но он не может стать человеком в изоляции: ему следует научиться стать человеком в общении с людьми. Ведь, кажется, так говорил А. Пьерон? Но важно, чтобы это были настоящие люди в дружбе, заботящиеся о воспитании своих детей родители и мудрые учителя с горящими сердцами и открытой душой. Вот тогда мы увидим Человека – Человека, который будет гореть желанием увидеть следующее поколение Людьми.
М. ЯКОВЛЕВА