Статичные общества блокируют рациональные мемы, мемы развития. Люди «испытывают гордость и стыд, формируют свои мнения и устремления, руководствуясь критерием того, насколько полно они подчиняют себя мемам общества». Возможно, носителем культурной эволюции является мем – фраза, образ, идея, мелодия, да что угодно, хоть принцип арочной архитектуры! – который сам собой подхватывается, копируется, мутирует. Для мема, как и для гена, «успех» означает распространение, а не последствия для организма, ген или мем переносящего. Поэтому стилистам с криками «Снимите немедленно кофточку за 700 рублей и купите блузку за 6 тысяч и будет вам знакомство с олигархом, трудоустройство уборщицей в «Газпром» - им стилистам, людям-мемам, все равно на фатальные последствия для вашего бюджета такой траты. Есть знакомая, которая на этот мем повелась - взяла кредит 40 тысяч и купила три дорогих костюма, ибо работает в банке, общается с солидными людьми, но ни повышения, ни уважения, за такой поступок не дождалась, а выплачивать кредит пришлось три года, а там и костюмы стали немодными. Она повелась на рекламу, поддалась внушению и заразилась иррациональным мемом.
Зато другая девушка-экономист после специализированного обучения и получения международной лицензии стала аудитором высокого класса, несмотря на неизменную цену своих скромных блузок. Рациональным мемам нужно, чтобы люди думали настолько критично насколько возможно, о своих возможностях, о последствиях тех или иных действий. А антирациональные, иррациональные мемы стремятся отключить мышление вообще – ни какие идеи воспроизвести, ни какие вещи приобрести.