В фильме «Лиза» мы становимся как бы участниками картины, потому что видим происходящее глазами девочки. Такое запретное любопытство – эффект подглядывания. Хочется заметить, что «Лиза» – фильм с интересным визуальным языком. Здесь ощущается мистический оттенок, а свет, звук и атмосфера имеют свой смысл.
Остановлюсь на отправной точке сюжета. Есть парень Артур, блогер, который вышел в топ и стал знаменитым. А есть его фанатка, девочка Лиза, которая живет в соседнем доме и следит за ним. Блогер берет чужое, о чем заявляет на весь интернет. Вслед за ним чужое берет уже девочка.
Логика сценарного решения – словно блуждание во сне. Мы не до конца понимаем признание Артура и к чему оно, например. Но фильм в действительности не о нем, здесь запущена цепочка событий, и зрители это принимают.
Музыка и звук в «Лизе» лично у меня вызывают симпатию, так как музыка здесь тоже язык. От советского оркестра, чья мелодия разносится из стареньких мегафонов на станции, до вкусного шуршания велосипедных шин в высохшей траве. До шагов вдоль ж/д. путей и грома, который считывается как предзнаменование.
Конечно, фильм с закрученным сюжетом, тайной и тонкостью оставляет вопросы. Что попытался нам сказать Ильназ Мустафин? Голая мораль здесь совсем не годится, несмотря на заявленный мотив влияния поступков известного человека на аудиторию. У мыслящей аудитории, у человека вообще есть самое важное: восприятие, анализ и выбор. Но, к сожалению, бывает еще и неосознанность – то самое нахождение как бы в полусне слепого любопытства, которое девочка испытывает к кумиру. Лиза берет чужую посылку, но в конце мы видим, что могла и не брать. Несколько грустно, что мы так и не уехали со станции… но, сдается мне, что это уже фильм «С широко закрытыми глазами». Кажется, у «Лизы» две альтернативные концовки.
Очень нравятся цветовые решения, очень нравится большое поле подсолнухов, через которое пробирается героиня на винтажном велосипеде. Магнитофон, посылки и почти потусторонняя пустота, которая окружает и Артура, и Лизу. Кажется, что даже пересечься друг с другом, живя в одной деревне, герои фильма не могут: для каждого матовая пустая реальность существует нарочито отдельно. И даже голос менеджера, который пытается донести до блогера важность зарабатывания денег на рекламе, не воспринимается голосом жизни – слова сливаются в тарахтение, шум, хотя мы хорошо их слышим и понимаем, о чем говорит собеседник. Суетливость в монологе менеджера прямо кричит, что ничего настоящего здесь нет. Конечно, нам нет дела до Артура. Очень шикарный эффект – герой вроде бы важен как объект наблюдения, как кумир главной героини, но ни он, ни его поступок, в котором он равнодушно признается аудитории, особо не волнуют. Казалось бы. А в действительности хочется узнать историю Артура.
Нервические, загадочные люди в черном – сначала посыльный, потом один из получателей посылки – внушают иррациональный ужас. Потому что в их фигурах видится неподвластное, неизбежное и безумное. Изображение экзальтированного и нервического мужчины на станции хорошо запоминается.
Я спросила у коллеги, как она думает, о чем фильм. И получила ответ, что, наверное, забрать чужое послание – как примерить на себя чужую судьбу.
Сам режиссер Ильназ Мустафин после показа прокомментировал свою работу:
– У меня не было воспитательных кнутов – что интернет плохо влияет. Мы просто хотели классно провести время, создать некую атмосферу. Хочу отметить моего друга, который помогал мне снимать фильм – Булат Назаршин. Весь визуал – это его заслуга.
Когда придумываешь идею для полного или короткого метра, всегда движет баланс: то, что тебе нравится или то, что сейчас в трендах? Ты выбираешь. То есть, когда ты начинаешь писать сценарий, интуитивно думаешь: а понравится ли это зрителям? Или: достаточно ли это актуально? С другой стороны, внутренний голос говорит: «Снимай то, что хочешь». Поэтому снимать надо то, что тебе нравится.
По просьбе зрителей режиссер «Лизы» также дал совет начинающим режиссерам:
– Короткий метр я считаю трамплином. Главное – желание. Первый короткий метр должен быть ошибкой. Вы должны обжечься, вы должны набивать шишки. После этого, попытки с четвертой-пятой, покажется, что вы поняли. Главное пробовать. Раньше снимали на пленку, это было очень сложно. Сейчас можно снять что-то, уснуть, проснуться и стать знаменитым. Мы снимали «Лизу» вдвоем. Я и мой друг Булат. И мне самому нравится на площадке устанавливать свет. В планах – снимать на башкирском, на русском, на татарском, на якутском… на всех языках.