Секреты альбома техника
Все новости
КИНОМАН
8 Октября , 12:12

Две Коралины, или Счастье в предлагаемых обстоятельствах

О мультипликационном фильме «Коралина в Стране кошмаров» режиссёра Генри Селика и фантаста Нила Геймана

В 2002 году английский фантаст Нил Гейман написал детскую повесть «Коралина». Книга получила несколько наград, в том числе премию Брэма Стокера, которую вручают за развитие хоррор-литературы. Сюжет повести — классический для подобных жанров: девочка-подросток переезжает с родителями в старый дом, находит таинственную дверь и попадает туда, куда не следует. Но книга получилась не очень страшной и немного пресной.

Наверное, прибавка «детская» к слову «повесть» должна была оправдать отсутствие остроты. Но, когда в 2009 году в прокат вышел анимационный фильм «Коралина в Стране кошмаров», все оправдания потеряли смысл. Режиссер Генри Селик смог. Он не просто вдохнул в сюжет новую жизнь, он создал самую длинную в мире кукольную анимацию, окруженную огромным количеством самых невероятных теорий.

Над сценарием мультфильма «Коралина в Стране кошмаров» работал и сам Нил Гейман, но разница между двумя произведениями — это как разница между скетчем и живописью. Анимация — это совсем другая история. И главное отличие — это восприятие ребенком кошмарного параллельного мира. По сюжету, Коралина — девочка, лишенная родительского внимания, попадает в отраженную реальность, где ее встречают Другой Папа и Другая Мама — уродцы с пуговицами вместо глаз. На стенах их дома висят неприятные картины, в детской комнате — мерзкие шевелящиеся игрушки. И книжная Коралина отмечает это с порога. Ей ничто не нравится в этой Другой Реальности. Ей не хочется есть мамину стряпню, не хочется спать в детской комнате, она хитрит, чтобы взаимодействие с Другими Родителями стало менее опасным. Но Коралину анимационную Генри Селик лишил этой спасительной подозрительности. Она и в реальном-то мире у него получилась слишком любопытной и открытой, а в параллельной ужасной семье — вообще мастер принятия. Другой Мир притягивает ее, завлекает, она охотно ползает туда через узкий проход за потайной дверкой и принимает участие в подозрительных семейных трапезах. И, на мой взгляд, Коралина Генри Селика более правдоподобна. Мы же помним о том, что речь идет о брошенном ребенке, до которого никому нет дела. А дети, оставленные без любви, не умеют выстраивать границы. Единственное, что они умеют строить — это иллюзорное счастье в предлагаемых обстоятельствах. Они едят то, что дали.

Еще одна явная заслуга Селика — это дополнительный персонаж. Анимационной Коралине подарили друга — такого же брошенного подростка. Заки, он же Заколебайка, он же Вайби (в англоязычной версии полное имя мальчика Wyborn. "Why were you born?" — шутит над ним Коралина, что означает «Зачем ты родился?»). Генри Селик словно почувствовал присутствие внутреннего собеседника и воплотил его в горбатеньком мальчике со странными повадками: в книге одинокая Коралина все время играет и разговаривает сама с собой, вот и в мультфильме она как будто вопрошает режиссера: зачем мне друг? И она так долго отталкивает Заки, что иногда мелькают смутные подозрения: а сама Коралина вообще положительный персонаж? Это принятие всех подряд и отталкивание того, кто тебе на самом деле близок… Как знакомо, да?..

Вязаные куклы по мотивам мультфильма «Коралина в Стране кошмаров». Шерсть, нитки, пуговицы. Автор: Оксана Кузьмина
Вязаные куклы по мотивам мультфильма «Коралина в Стране кошмаров». Шерсть, нитки, пуговицы. Автор: Оксана Кузьмина

Несмотря на то, что анимация буквально спасла эту историю от забвения в хоррор-мире, у нее очень много поклонников именно среди детей. Это такой полезный ужастик, от которого… не тошно. Когда я так говорю, то невольно вспоминаю сцену из второй части фильма «Артур и минипуты», где главного героя сжимали до минипутского размера, реалистично утягивая веревками со всех сторон. Вот что такое «тошнотворный ужас» в детском кино. «Коралина в Стране кошмаров» не заставляет прятаться под плед, чтобы пережить неприятные моменты. Она просто завораживающе красивая и философски ироничная. И ужас в ней какой-то понятный, принимаемый. Словно режиссер заранее договорился со зрителем о том, что таков единственный путь, обходных нет. Тот, кто сразу не понял самого важного, вынужден пройти через персональный карманный ад. Словно мы понимаем, что герои этот путь заслужили и они должны взять свой урок, а уж потом все будет хорошо. И Коралина действительно каждый раз отправляется в путь и что-то находит. Она все время куда-то ползет, пробирается, находит то ключи, то волшебный камушек, ищет вход в зазеркалье и выход из него. Она постоянно куда-то движется физически, с рюкзаком, с фонариком, веревками.

А вот ее родители — нет. Они, кажется, так и не поняли перемен, произошедших с ними, хотя и приняли новые правила игры. И это очень символично — вообще для жанра ужасов. Если вы вспомните любые произведения хоррор-фантастики, то почти обязательно обнаружите среди героев одного какого-нибудь странного ребенка-интроверта, который первым чувствует таинственную связь с потусторонним. И это жжж неспроста: когда мы видим что-то страшное там, где его не должно быть (в детской спальне, например), мы лишаемся возможности как-то оправдать зло. Оно становится абсолютным отрицательным персонажем. Его не жалко.

Но не будем забывать о том, что «Коралина в Стране кошмаров» — это анимация, да еще и кукольная. Наличие кукол смягчает эту историю, потому что мы понимаем правила игры в кукольном мире — ими управляют умные люди, которые уже знают, чем все закончится. Даже неприятные подробности (например, детям там глаза на пуговицы предлагали обменять. И некоторые, представьте, согласились. Не дай бог увидеть подобное в игровом кино!) обретают значение «как бы».

Пуговицы на куклах — это как бы глаза, и это вполне приемлемо для игрушек. Но Коралина идет дальше. Ее движение не заканчивается на отказе от пуговиц и спасении самой себя. Она освобождает души других менее осознанных детей, закрывает проход в тайный мир и выбрасывает ключ в колодец. То есть проходит человеческий, а не кукольный путь, призывая в помощники только Заки-Заколебайку. Но не родителей. Кажется, у взрослых изначально вместо глаз были пуговицы, там же они и остались.

#вязаныесказки
#всемнасветепоигрушке

Автор: Оксана КУЗЬМИНА
Читайте нас: