«Бёрдмэн» (у фильма есть подзаголовок «Неожиданное достоинство невежества») – трагикомедия режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, которую мало кто ждал. И уж тем более никто не думал, что именно эта картина завоюет «Оскар – 2015» аж в четырех главных номинациях. Но вполне вероятно, что именно эта работа, по сути полемизирующая о настоящем искусстве, актерской игре, критике, соотношении кино и театра, и должна была стать главной на столь помпезной премии. Но, помимо поднимаемых в фильме тем, «Бёрдмэн» еще невероятно виртуозно сделан!
Фабула закручена на театральных мытарствах бывшего голливудского актера Риггана Томсона, уже вышедшего в тираж и никому в данный момент не нужного. Когда-то он был настоящей знаменитостью, будучи главной звездой супергеройских фильмов про Человека-птицу, а ныне он пытается вернуть былую славу, но в другом амплуа: поставить серьезный бродвейский спектакль в качестве режиссера и исполнителя главной роли. За время работы герой переживает настоящий кризис, а внутренний голос настойчиво советует вернуться в стезю пышного и всюду взрывающегося Голливуда, ибо это есть то, что людям сейчас нужно.
Иньярриту своим фильмом поставил перед собой действительно колоссальные задачи, в частности – снять фильм одним планом (конечно, смена планов здесь умело замаскирована), и вместе с виртуозным оператором Эманнуэлем Любецки они эту задачу исполнили идеально. В результате чего, за действием, которое, надо отметить, происходит почти в одном пространстве театра, следить невероятно интересно, а интенсив, благодаря такой безшовности, почти не провисает.
Колоссальные задачи были и у актеров, а они здесь просто как на подбор. Роль Риггана идеально подошла Майклу Китону, у которого в послужном списке есть супергеройская роль Бэтмена и который сам охвачен ореолом этой роли, и в «Бёрдмэне» сам в некотором роде доказывает постулаты своего героя в фильме. Еще один яркий персонаж, так же ярко сыгранный прекрасным актером Эдвардом Нортоном – актер первого сорта, который может на сцене буквально все и ратует за правду, что даже пьет настоящий алкоголь на сцене и пытается так же взаправду заняться любовью со своей партнершей на виду у всего зала, но совершенно бесполезный в реальной жизни. Конечно, у фильма шикарный актерский состав: плюс еще в копилку Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис и многие другие.
В «Бёрдмэне» необычно буквально все, и здесь стоит упомянуть музыку Антонио Санчеса, которая представляет собой импровизации на ударных инструментах. Столь необычный саундтрек добавляет фильму невероятного шарма вкупе с виртуозной технической формой. Жаль, что столь своеобразный музыкальный ряд «Оскар» забраковал, ну и черт с ними – ударные, оказывается, тоже могут звучать. А уж как оформлены титры под ритм барабанов – и вовсе невероятно.
Вслед за техникой и формой стоит подумать о содержании, и тут Иньярриту не ударил в грязь лицом, смешав обыденную актерско-театральную фабулу с магическим реализмом, что приводит к совершенно неожиданной, но оптимистичной концовке.
Ригган Томсон, кто он на самом деле: бывшая голливудская суперзвезда или актер с большой буквы? Судя по тому, как он с равным успехом пытается снискать славы уже на театральных подмостках, он до сих пор остается заложником одной роли, сделавшей его знаменитым. Теперь человек, пытающийся изо всех сил сделать что-то настоящее и стать ближе к искусству, должен бороться с миром, увязшим в попкорне с его супергероями, спецэффектами, банальными фразами и штампами.
По структуре «Бёрдмэн» это почти «8 с половиной» Феллини, с его попытками снять фильм, будучи в кризисе, только теперь это все забито Youtub`ом, где проще всего стать знаменитым – достаточно просто решиться пройти по улице в одном нижнем белье; актеры, играющие супергероев, которые получают баснословные гонорары и кучу поклонников; критики, которым плевать на содержание, главное – опустить человека и постановку набором заштампованных фраз, но чье мнение в обществе авторитетно и дорогого стоит. И во всем этом безумном карнавальном коловращении застыл Ригган Томсон вместе с театром, который продолжает творить какое-никакое, но искусство, слепо надеясь на то, что они все еще кому-то нужны.
Неудивительно, что даже со столь виртуозным исполнением содержание картины пришлось по вкусу Киноакадемии, что они разом сдались и отдали Иньярриту все призы. Возможно, и сам Иньярриту – режиссер, от которого в тот момент мало кто ждал чего-то определенного – чувствовал себя примерно так же, как Ригган Томсон, человеком без каких-то ярко выраженных талантов, но перспективным, хоть и повторяющим за своим товарищем Куароном, но при этом далеко не глупым. Конечно, делать серьезное кино в тот период, когда на экранах царствует Marvel – это то еще занятие, и Иньярриту схватил это состояние еще до того, как Мартин Скорсезе налетел на супергеройское кино со своими претензиями.
«Бёрдмэн» – это тоже антикризисное кино, снятое режиссером после многолетнего перерыва, говорящее на многие темы, в центре которых стоит человек: актер, представитель искусства или просто самозванец, который думает, что его эго и данные позволят ему занимать столь почетное место. «Бёрдмэн» сам в некотором роде может быть самозваным фильмом, учитывая сколько негодования было после присуждения ему «Оскара», но то, что это виртуозная работа как режиссера, оператора, так и актеров – отрицать довольно глупо. Цепляет же, нет? А если нет, то берем большое ведерко попкорна и, смачно жуя, поглощаем тот же попкорн, летящий с экрана. При всей этой элитарности «Бёрдмэн» способен также развлекать, поражая техникой и актерской игрой, но это такое развлечение, что подойдет, пожалуй, только снобам в хорошем смысле этого слова. Не всю же жизнь развлекаться штампами и надутыми бицепсами, не правда ведь?