Все новости
КИНОМАН
8 Апреля 2021, 14:10

Любимое кино: «Вечное сияние чистого разума» (2004 г.)

Любовь – это не только счастье и бабочки в животе… Расставание с любимым приносит массу болезненных ощущений, от которых человек хотел бы избавиться в сию же минуту и надолго. Вот было бы здорово стереть, удалить все воспоминания и чувства из своего тела, лишь бы это не приносило столько страданий. Фильм режиссера Мишеля Гондри по сценарию уже знакомого нам Чарли Кауфмана «Вечное сияние чистого разума» показывает, что проблема не только в мозгу, и одним только удалением файлов из памяти дело не ограничивается.








– Имя у вас волшебное...

– Знаете что, Джоэл?... Волшебство уходит...

– Знаю.

– И что мы будем делать?

– Наслаждаться... моментом.




Встретились как-то на пустом зимнем пляже меланхоличный зануда Джоэл (Джим Кэрри) и импульсивно-ветреная Клементина (Кейт Уинслет) и полюбили друг друга. Спустя какое-то время их любовь начинает трещать по швам и Джоэл в один момент узнает, что Клементина воспользовалась услугами некой фирмы и стерла все воспоминания о нем из своей памяти. Джоэл решает поступить так же. Но стереть из памяти – это дело одно, а удалить из сердца – другое и любовь слишком запутанная штука, чтобы быть понятой до конца. Мы скачем по времени взад и вперед, находимся в постепенно теряющем светлые воспоминания сознании Джоэла, который пытается обратить все вспять и спасти хотя бы одну деталь о своей любимой и времени проведенном с ней.
Ох, как некоторые из нас терпеть не могут слащавые романтические фильмы, которые нам часто нагло врут, но грустная мелодраматическая комедия Мишеля Гондри – романтика совсем иного толка. Большую часть фильма мы наблюдаем процесс изнутри человеческого разума, подвергшемуся последовательному процессу стирания воспоминаний, и тут следует вспомнить о Чарли Кауфмане, чьи сюжеты часто происходят исключительно внутри человека, для которого понятие «реальность» и «время» не свойственны. И на выходе получаем совершенно непохожий ни на что продукт, который можно смотреть 14 февраля в День святого Валентина и не испытывать каких-то чересчур романтических настроений.






"Как же неприятно потратить на человека

так много времени лишь для того, чтобы узнать,

что он так и остался для тебя лишь посторонним."









Талантливый аниматор и клипмейкер Мишель Гондри – один из тех, кто сумел возобладать над запутанным разумом Кауфмана (хотя это не первый их опыт сотрудничества), внести огромную долю изобретательности, эмоциональности и в каком-то смысле показать зрителю магию кино. Если нужно кому-то объяснить, в чем состоит эта магия – то фильмы Мишеля Гондри хороший пример для иллюстрации возможностей и приемов киноволшебства (особенно, в его не очень удачной, но чрезвычайно милой синефильской «Перемотке»). В своей работе, хоть и касающейся сложных мозговых процессов и выворотов сознания, Гондри действовал довольно простыми приемами, по возможности избегая обилия компьютерной графики и используя возможности монтажа, декораций, звука и многое другое, и это максимально хорошо работает, даже спустя много лет, как подобные вещи были использованы в первых экспериментах немого кино. Гондри, с помощью живой камеры Эллен Кёрас, создает одновременно и реалистическую картину и сюрреалистичные образы внутреннего пространства и воспоминаний.
«Вечное сияние чистого разума» – не дебютная режиссерская работа, но первая наиболее удачная для молодого и амбициозного Гондри. А уж что и говорить про актерские работы Джима Кэрри и Кейт Уинслет. Не часто тогда можно было увидеть Кэрри в чем-то более серьезном (по крайней мере, тогда все так думали, что Кэрри исключительно комедийный актер, который умеет только корчить рожи, но почему-то многие забывали «Шоу Трумана»). А волшебная музыка Джона Брайона дополняет романтическо-меланхоличный тон с нотками сюрра и юмора.







"Как радостна участь невинного сосуда.

Забывая мир забытого мира...

Вечное сияние невинной души.

Каждый будет понят и каждому воздастся по делам его"




«Вечное сияние чистого разума» начинается с размышлений одинокого Джоэла, что 14 февраля придумали изготовители поздравительных открыток, чтобы вводить одиноких людей в депрессию. Любовь – это не просто сигналы в мозгу, это нечто не поддающееся изучению. «Это очень странно: человек стоит ко мне спиной, а меня к нему влечет». Что нас привлекает к другому субъекту? Почему мы можем влюбиться в недоступного человека? Как можно избавиться от гнетущего чувства неразделенной любви? Что это вообще такое? – не все вопросы поддаются объяснению, потому что мы имеем дело с чем-то совершенно необъяснимым. Это прекрасное и светлое чувство может быть прародителем масштабных разрушений, огромной боли и ненависти. Если уж для удаления таких эмоций нужна специальная машина, значит, природа любви очень травматична. Впрочем, некоторым парам суждено быть вместе, несмотря ни на какие разногласия и стирание памяти. Светлый разум, освобожденный от ошибок прошлого, дарует успокоение, обезболивание и возможность эти ошибки совершать снова и снова.
Гондри с Кауфманом хоть и идут по эпицентру разрушений, показывая как порой приятные чувства от любви оборачиваются катастрофой, но они все же не столь категоричны, они дают героям и нам всем надежду начать все сначала. Может, в этот раз все обернется более благоприятным образом.
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: