– Знаете что, Джоэл?... Волшебство уходит...
– Наслаждаться... моментом.
Встретились как-то на пустом зимнем пляже меланхоличный зануда Джоэл (Джим Кэрри) и импульсивно-ветреная Клементина (Кейт Уинслет) и полюбили друг друга. Спустя какое-то время их любовь начинает трещать по швам и Джоэл в один момент узнает, что Клементина воспользовалась услугами некой фирмы и стерла все воспоминания о нем из своей памяти. Джоэл решает поступить так же. Но стереть из памяти – это дело одно, а удалить из сердца – другое и любовь слишком запутанная штука, чтобы быть понятой до конца. Мы скачем по времени взад и вперед, находимся в постепенно теряющем светлые воспоминания сознании Джоэла, который пытается обратить все вспять и спасти хотя бы одну деталь о своей любимой и времени проведенном с ней.
Ох, как некоторые из нас терпеть не могут слащавые романтические фильмы, которые нам часто нагло врут, но грустная мелодраматическая комедия Мишеля Гондри – романтика совсем иного толка. Большую часть фильма мы наблюдаем процесс изнутри человеческого разума, подвергшемуся последовательному процессу стирания воспоминаний, и тут следует вспомнить о Чарли Кауфмане, чьи сюжеты часто происходят исключительно внутри человека, для которого понятие «реальность» и «время» не свойственны. И на выходе получаем совершенно непохожий ни на что продукт, который можно смотреть 14 февраля в День святого Валентина и не испытывать каких-то чересчур романтических настроений.
"Как же неприятно потратить на человека
так много времени лишь для того, чтобы узнать,
что он так и остался для тебя лишь посторонним."
Талантливый аниматор и клипмейкер Мишель Гондри – один из тех, кто сумел возобладать над запутанным разумом Кауфмана (хотя это не первый их опыт сотрудничества), внести огромную долю изобретательности, эмоциональности и в каком-то смысле показать зрителю магию кино. Если нужно кому-то объяснить, в чем состоит эта магия – то фильмы Мишеля Гондри хороший пример для иллюстрации возможностей и приемов киноволшебства (особенно, в его не очень удачной, но чрезвычайно милой синефильской «Перемотке»). В своей работе, хоть и касающейся сложных мозговых процессов и выворотов сознания, Гондри действовал довольно простыми приемами, по возможности избегая обилия компьютерной графики и используя возможности монтажа, декораций, звука и многое другое, и это максимально хорошо работает, даже спустя много лет, как подобные вещи были использованы в первых экспериментах немого кино. Гондри, с помощью живой камеры Эллен Кёрас, создает одновременно и реалистическую картину и сюрреалистичные образы внутреннего пространства и воспоминаний.
«Вечное сияние чистого разума» – не дебютная режиссерская работа, но первая наиболее удачная для молодого и амбициозного Гондри. А уж что и говорить про актерские работы Джима Кэрри и Кейт Уинслет. Не часто тогда можно было увидеть Кэрри в чем-то более серьезном (по крайней мере, тогда все так думали, что Кэрри исключительно комедийный актер, который умеет только корчить рожи, но почему-то многие забывали «Шоу Трумана»). А волшебная музыка Джона Брайона дополняет романтическо-меланхоличный тон с нотками сюрра и юмора.
"Как радостна участь невинного сосуда.
Забывая мир забытого мира...
Вечное сияние невинной души.
Каждый будет понят и каждому воздастся по делам его"
«Вечное сияние чистого разума» начинается с размышлений одинокого Джоэла, что 14 февраля придумали изготовители поздравительных открыток, чтобы вводить одиноких людей в депрессию. Любовь – это не просто сигналы в мозгу, это нечто не поддающееся изучению. «Это очень странно: человек стоит ко мне спиной, а меня к нему влечет». Что нас привлекает к другому субъекту? Почему мы можем влюбиться в недоступного человека? Как можно избавиться от гнетущего чувства неразделенной любви? Что это вообще такое? – не все вопросы поддаются объяснению, потому что мы имеем дело с чем-то совершенно необъяснимым. Это прекрасное и светлое чувство может быть прародителем масштабных разрушений, огромной боли и ненависти. Если уж для удаления таких эмоций нужна специальная машина, значит, природа любви очень травматична. Впрочем, некоторым парам суждено быть вместе, несмотря ни на какие разногласия и стирание памяти. Светлый разум, освобожденный от ошибок прошлого, дарует успокоение, обезболивание и возможность эти ошибки совершать снова и снова.
Гондри с Кауфманом хоть и идут по эпицентру разрушений, показывая как порой приятные чувства от любви оборачиваются катастрофой, но они все же не столь категоричны, они дают героям и нам всем надежду начать все сначала. Может, в этот раз все обернется более благоприятным образом.