Все новости
КИНОМАН
10 Февраля 2021, 16:29

Плохбастер, или Зачем платить больше?

Я уже рассказывал о том, как собственная непрозорливость на пару с зимними каникулами «прокатили» меня с просмотром второй части «Последнего богатыря». Но голь на выдумку хитра, а интернет на пиратки. Да и, признаюсь, уже лень было добираться до кинотеатра. Два часа плохого качества подарили мне полное представление о том (СПОЙЛЕР!), что это действительно «Последний» богатырь. Последний, ребята! Да, Disney, я на вас смотрю!

Итак, есть фильмы, которые можно любить и ненавидеть: кто-то вспомнит великие шедевры кинематографа, над которыми зрители и критики спорят до сих пор. «Последний богатырь: корень зла» – вот истинно фильм, который заслуживает ровно столько же любви, сколько и ненависти.
Думается, что не лишним будет окунуться в историю, чтобы понять, что привело к такому спорному результату. Как известно, франшиза (теперь она таковой и является) богатыря создавалась под патронажем Disney. Мышиный дом и раньше пытался злостно захватить российский рынок проката, заслав к нам жалкую пародию на сказки Бажова – «Книгу мастеров» (с душевным саундтреком от МакSим). Кто-то сейчас вообще помнит этот фильм? Нет? Ну, вот и правильно: совершенно клишированные герои, невнятный сюжет и очень звёздный (что местами неуместно) кастинг. Компания решила не останавливаться: в конце концов, ей принадлежат крупнейшие франшизы мира, что мешает создать ещё одну, но на основе русского народного творчества?
Сказочный край Белагорья в опасности: волшебница Варвара зачаровывает богатырей (которые, кстати, и не очень-то нужны, ведь всё зло побеждено), превращая тех в каменные статуи. Спасти ситуацию может только давно пропавший волшебный меч. По правилам сказочного мира предстоит играть и главному герою – москвичу и потерянному сыну Ильи Муромца – Ивану. На экране образ столичного жителя, попавшего в сказку, воплотил актер Виктор Хориняк. Если вы смотрели отечественный сериал «Кухня», то знаете его по роли бармена Кости. Там его персонаж был максимально несерьезным, но честным и готовым всегда помочь своим друзьям. Такого же героя он сыграл и в «Последнем богатыре». С тем лишь исключением, что в новом фильме его персонаж – вовсе не герой.
Практически сразу нас знакомят и с Бабой Ягой, и с Кощеем, и с Василисой, которые вышли вполне колоритными и оригинальными, если вспомнить знакомых нам по сказкам Роу персонажей. На своем опыте Иван убеждается, что здесь все по-другому: богатырей больше не любят, зла не боятся, а тех, кто задает много вопросов – бросают в темницу. Что ж, привыкайте – это же Белогорье!
Злодейство кончилось, Ваня-герой обретает новый дом, отца и невесту в лице Василисы. Кощей совершил геройский поступок и по-тупому покинул чат, чтобы вернуться во второй части. Лишь волшебница Варвара убегает в страхе за помощью (О БОЖЕ!) к своей маме. Нет ничего страшнее женщины и её мамы.
Первый фильм был спорный, но терпимый, а потому продолжение было всё-таки долгожданным. Неуместные шутки, нехватка мотивации героев при довольно целостной экспозиции и полное отсутствие русских песен (кроме Стаса Михайлова, но я отказываюсь это засчитывать). Я надеялся, что «Корень зла» не будет наступать на те же грабли и заткнёт сюжетные дыры первой части, но потом случился «Кощей»…
Претензия к фильму одна, но огромная: если сценаристы целили в многосерийную франшизу, то зачем делали «штуки», которые в следующем же фильме лишаются своего смысла? После выхода «Корня зла» вопросов у меня к первой части стало только больше.
Ваня постепенно осваивается в Белогорье, но прошлая жизнь не отпускает новоиспеченного богатыря – он постоянно отлучается в свой мир, ибо любовь любовью, подвиги подвигами, но с кофейком в ванной полежать хочется. Неторопливый богатырский чилл нарушает злобный древний колдун, задумавший изничтожить все хорошее в Белогорье. Древнее зло (куда уж без него) – это сам Белогор, некогда добрый маг, бессмертье которого украл ещё будучи мальчуганом Кощей.
Фильм в своём репертуаре: на серьёзных щах показывает зрителям новые закоулки Белогорья, что весьма занятно – новые герои, частички сказки. Красоты Белагорья, декорации стольного града и костюмы – чувствуются миллионные вложения. Но на фоне этих прекраснейших ландшафтов сказочного мира абсолютно глупые «хлебные» шутки круглого мякиша и продолжение надоевшей ещё в первой части загадки рождения Ивана: аж вся романтика эпического приключения растерялась. Лента сама подкидывает ответы к очевидным моментам, так что зрителю не составит труда рассказать главный сюжетный твист будущей третьей части. «Корень Зла» просто повторяет старую пьесу в новых декорациях. А зачем платить больше? И как всегда «продолжение следует» – сказали сценаристы, вставив сцену после титров.
После просмотра был один лишь вопрос: что это было? Филлер, тоска по сказочным картинам Роу, или может плохбастер? «Последний богатырь» – это мёртворождённая франшиза, которую не получится вертеть, используя только Ягу и Кощея, ведь по сути какая-никакая личность есть только у них, в то время, как всякие «колобки» лишь заполняют экран. Создатели фильма, возможно, хотели подарить зрителям волшебный мир русского раздолья, а вышло только срубить зелёных, как жалко. Как «Корень зла» стал одним из самых кассовых фильмов проката новогодних каникул может стать загадкой для кого-то, но не для нас. Имя и потенциал первой части, помноженные на отсутствие твёрдой конкуренции в кинозалах, дали шанс реализоваться Ивану – сыну Муромца, а тот ещё благополучно спустил, подтвердив звание «дурака». Возможно, фильм получился бы лучше, если бы в нём было больше оригинальности, чем желания продолжать начатую историю.
Я надеюсь, что это действительно «последний» богатырь, хотя и знаю, что пляска на костях богатого фольклора будет продолжаться ещё долго.
Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: