Все новости
КИНОМАН
21 Января 2021, 16:42

Любимое кино: «Трилогия мести» Пака Чхан-ука

Добрались мы таки до южнокорейского кино. В наше время оно переживает небывалый взлет: сложно представить современный кинематографический мир без фильмов из Южной Кореи, а уж о волне главных наград престижных кинофестивалей уже бессмысленно напоминать.

Какие-то лет 10–15 назад мало кто мог подумать, что южнокорейский фильм получит «Оскара» в главной номинации «Лучший фильм» – режиссер Пон Джун Хо получил ее за «Паразитов» в 2019 году, отхватив до этого кучу других престижных наград крупнейших кинофестивалей (о фильме "Паразиты" читайте здесь).
Но сейчас мы вернемся в то состояние, когда кино из Южной Кореи еще только начинало вызывать международный интерес и главной причиной стали фильмы Пака Чхан-ука. Сам я заинтересовался (да и вообще узнал о таком явлении как кино из Южной Кореи) исключительно после просмотра первого фильма трилогии «Сочувствие господину Месть».
В конце 2020 года мы потеряли одного большого автора из Южной Кореи – Ким Ки Дука, а южнокорейская киноиндустрия работает вовсю, отчасти стараясь угнаться за Голливудом – одним из примеров может являться южнокорейский кассовый зомби-хит «Поезд в Пусан», но не все примеры столь удачны, и попытки догнать Запад приобретают порой нездоровые черты не очень удачной тенденции для корейского кино, ввиду стирания границ для четко обозначенной азиатской принадлежности. Но еще работает ряд настоящих больших авторов южнокорейского кино, к числу которых и принадлежит Пак Чхан-ук.
Режиссер задумал истории о мести на волне громкого успеха своего военного фильма «Объединенная зона безопасности», после которого ему был положен «карт-бланш» на съемки любого проекта. Есть даже данные, что изначально это и не было трилогией, и режиссер просто оговорился, что фильмов будет три, а далее пришлось просто выполнить обещание. Может, это и правда, ведь все три фильма совершенно разные по настроению и стилистике. «Олдбой» довольно сильно выделяется, являясь некой самостоятельной единицей, тогда как два остальных могут лишь дополнять общую картинку. В любом случае, эту трилогию я предпочитаю смотреть всю сразу и даже при всей разнообразности фильмов, объединенных общей темой, мне сложно выделить только один. Все фильмы прекрасны, эмоционально насыщенны и рассматривают темы мести с разных сторон.
Предлагаю сейчас вместе рассмотреть фильмы «Трилогии мести» южнокорейского режиссера Пака Чжан-ука в общей совокупности и убедиться в том, что корейское кино далеко не лыком шито.


«Сочувствие господину Месть» (2002 г.)

«Сочувствие господину Месть» – мрачный социальный триллер о поисках справедливости, драма, которая оборачивается волной насилия. А точнее, как определенная цепь событий и случайностей запускает маховик мести, где самый обыкновенный человек превращается в чудовище. В драматургии фильма можно отыскать фундамент древнегреческих трагедий, да и в целом подобная архаика играет большую роль в азиатском кино, где слышны отголоски традиций. Постепенное усугубление ситуации порождает целую волну мести и мстителей, которым предстоит, в конце концов, столкнуться друг с другом и круг замкнется.
Этот мрачный и депрессивный фильм, как это ни странно, не обходится без юмора и вот тут случаются очень непонятные вещи. Пак Чхан-ук умудряется соединять не сочетаемое: страшное со смешным. Может, это и южнокорейские особенности, особенно в отношении со смертью, да и вообще с темами не столь обсуждаемыми в широкой публике, но тот же Пон Джун Хо в своих фильмах часто прибегал к такому же приему. Здесь же стоит изрядно поднапрячься, чтобы принять правила игры южнокорейского режиссера, ведь он помимо обыкновенного житейского отображения будет применять и некий символьный код и даже моменты откровенной мистики (и никак это не объяснит). Хотя, надо признаться, на общую поэтику кадра это работает невероятно хорошо.






«Олдбой» (2003 г.)

«Смейся и весь мир будет смеяться вместе с тобой.

Плачь и ты будешь плакать в одиночестве»





Фильм, произведший оглушительный фурор на Венецианском кинофестивале и удостоившийся признаний в любви самого Квентина Тарантино, но главных призов не завоевавший. Но не одними наградами стоит судить, ведь «Олдбой» – это вершина и огромный сияющий бриллиант в трилогии и в карьере режиссера. Современный «Граф Монте-Кристо» в обрамлении комикса. Тарантино назвал этот фильм абсолютным шедевром, и мне сложно не удержаться, чтобы не согласиться со всеми сказанными словами. Фильм, производящий эффект атомной бомбы, после которого все превращается в «до» и «после».
«Олдбой» представляет собой квинтэссенцию темы мести, и, казалось бы, после этого фильма сложно сказать что-то капитально новое и столь исчерпывающее. Месть здесь предстает в самом изощренном типе, когда отмщение превращается в кровавую игру в «кошки-мышки» с попеременной сменой ролей. Поиск истины обретает черты правды, которой лучше было и не знать никогда, палач может стать жертвой и наоборот, зверь может получить просветление или вовсе занять место мучителя. Если «Сочувствие господину Месть» являлась некой социальной трагедией, то «Олбой» почти комикс, даром что он частично основан на японской манге. Мотивы древнегреческой трагедии здесь проявлены наиболее явно, со всеми натяжениями струн, перехлестами и трансформациями. То, что кажется мелочным и недостойным внимания, превращается для кого-то другого в титана, ведь «и камень, и песчинка одинаково идут ко дну».
Главными орудиями мести здесь становятся время и слова. Главное не то, за что О Дэ Су посадили на 15 лет, главное – почему его выпустили через такое время. Месть в «Олдбое» действительно приобретает крайне катастрофические черты для ее участников.
Пак Чжан-ук создал картину невероятной мощности, и если вы будете смотреть ее впервые – то я сам искренне завидую. После просмотра сложно избавиться от ощущений, благо фильм просто потрясает и оставляет с глубокими чувствами, которые долго не выветриваются. Единственное пожелание – не смотреть этот фильм в русском дубляже, он довольно плох. Лучше с русскими субтитрами. И уж тем более не нужно обращать внимания на американский ремейк – по сравнению с оригинальной картиной он проваливается по всем пунктам, и неудивительно, что сейчас он уже почти забыт.







«Сочувствие госпоже Месть» (2005 г.)



Финальный аккорд будет звучать в стиле барокко с привкусом сказочности, гламура и красочного изящества. Ведь мститель теперь женщина и, по ее мнению, месть должна быть обставлена красиво.
Ее называют «добросердечная Гым-джа», она прекрасный кондитер, и в возрасте 19-и лет попадает в тюрьму по обвинению в похищении и убийстве ребенка, которого она не совершала. Тем самым выгораживается главный виновник преступления, который похитил ее собственную дочь. Гым-джа отсидела 13 лет и в течение всего срока методично вынашивала план мести. После освобождения от ее добросердечности не осталось и следа: она надевает туфли на высоком каблуке, черный плащ, подводит глаза бордовыми тенями и заказывает оригинальный и жутко красивый пистолет, который поражает цель только с очень близкого расстояния. Она намерена посчитаться и вернуть свою семью.


«Добросердечная» Гым-джа если и совершает зло, то во благо, ведь она ангел, и пусть даже чувство мести и совершает с ее ангельской сущностью некую трансформацию, ее добро в этом случае победит, в том или ином смысле. Гым-джа в первую очередь желает искупления для себя, за ошибки и упущения, и она его получит. «Сочувствие госпоже Месть» – явление щадящее, хоть и не лишенное большого количества крови.







Фильмы «Трилогии мести» – явление огромного эмоционального заряда. Каждый из фильмов обладает своими особенностями для пересказа историй с такой горячей темой, как месть. И пусть люди не думают о том, что это блюдо должно подаваться холодным: южнокорейский режиссер подает его обжигающе горячим, да и еще с большим количеством специй. Холод будет ощущаться послевкусием, сквозящим по телу, ведь блюдо съедено, а большего желать уже не приходится.
Сам Пак Чхан-ук сейчас обитает где-то в районах Голливуда, и для Америки в своем кинематографическом творчестве ничего столь ошеломляющего не сделал. Зато ряд картин, снятых после трилогии и в родной Южной Корее, еще хороши. Надеюсь, что прекрасный постановщик не застрянет надолго в Стране Грез и вернется обратно.
Егор ОКУНЕВ