Все новости
КИНОМАН
17 Сентября 2020, 15:04

Медицина: колдовство или мужество.

Есть такой особый род кинофильмов, которым не требуется второстепенная линия: такие ленты способны привлечь ваше внимание основной канвой, не отвлекаясь, что называется, «по мелочам». К такого рода кино мы отнесли бы и фильм «Лекарь: ученик Авиценны» - творение немецкого режиссёра Филиппа Штёльцля.

Прекрасно понимая, что фильмам на немецком языке почти невозможно выбраться за границы Германии, Австрии и Лихтенштейна, германские продюсеры в последние годы часто создают англоязычные ленты. Более всего этим известна мюнхенская студия Constantin Film, ответственная за «Обитель зла» и вскоре выходящие «Помпеи». Но сейчас и другие немецкие студии «предают» родной язык в обмен на шанс пробиться в мировой прокат. «Лекарь», например, – это творение берлинской UFA, одной из старейших студий ФРГ, которая пытается вернуть свою былую, еще довоенную славу (бренд UFA, к несчастью, был скомпрометирован созданием лент по нацистским заказам). Хотя у картины германские продюсеры, режиссер, сценарист и многие другие закадровые члены съемочной группы, в ее основу положен одноименный американский роман Ноя Гордона (правда, более популярный в Европе, чем в США), а среди актеров фильма есть лишь один известный немец – неузнаваемый с пышными усами Элиаш МБарек, есть вариант написания имени как Элиас ЭмБарек (нем. Elyas M'Barek).
Наверно, это один из тех случаев, когда перед просмотром самой картины лучше прочитать аннотацию, хотя и само название не даёт ложных ожиданий: если вы всё-таки решились одним глазком (а может и двумя) оценить малоизвестное «кинцо»; то, наверно, уже осознали, что ждёт вас далеко не боевик, но, как говориться, фильм «для умных» - хотя, даже такое определение не очень подходит в данном случае, позже мы поясним почему.
Итак, перед нами Англия XI века. После смерти матери маленький Роб Коул из-за своей навязчивости прибивается к странствующему брадобрею (Стеллан Скарсгорд), который обучает его немудреному на тот момент искусству средневековой медицины: выдирание зубов, вправление вывихов, кровопускание, прижигание и другим малоприятным вещам. Когда Роб (Том Пейн) вырастает, он узнает от лекаря-еврея, что мусульманские медики знают о болезнях и лекарствах куда больше, чем их христианские коллеги, и что величайший доктор мира – живущий в Персии Авиценна (Бен Кингсли). Так как христиан на Восток не допускают (Крестовые походы надолго закрыли им путь в страны востока) – Роб делает обрезание, выдает себя за иудея и отправляется в Исфахан. Поступает в медицинскую школу Авиценны, чтобы узнать, как лечить недуги: вроде воспаления аппендицита, от которого умерла его мать – болезни, которую до определённого времени считали неизлечимой, впрочем, как и катаракту.
Честно говоря, нудноватое зрелище: ощущение, что для вас каким-то образом транслируют краткий экскурс в историю средневековой медицины. Особенно скучны первые полчаса, которые заглавный герой проводит сперва в Англии, а затем на пути в Исфахан. Не смакуя кровь, нарывы и язвы, но и не отворачиваясь от них, «Лекарь» демонстрирует варварские приемы средневековой медицины и не устает напоминать, что врачи-брадобреи были скорее шарлатанами, чем праведными докторами: они жили и работали в непролазной грязи, не говоря уж о том, что сами по себе это люди очень гнилые. Стеллан Скарсгорд, безупречный в роли громогласного и сладострастного мужлана, пытается насытить юмором и энергией европейские сцены ленты, но он мало что может сделать в отсутствие подлинно драматичного сюжета – хорошо, что Англии посвящено мало времени, не так сильно устаёшь.
Сюжет даёт себе волю лишь во второй половине «Лекаря», когда Роб прибывает в Исфахан и окунается в водоворот восточной политики, в которой евреи противостоят мусульманам, персы – туркам-сельджукам, а просвещенные люди вроде Авиценны – религиозным фанатикам, считающим врачей колдунами. Вообще, один из основных мотивов фильма, который проходит лейтмотивом, через многие сцены, предельно ясен – говорят с экрана, прямо в лицо зрителя, не стесняясь: религиозные предрассудки, боязнь человека перед новыми горизонтами может быть препятствием на пути к улучшению жизни, которое олицетворяет медицина. Правда, фильм все еще продолжает образовывать зрителей, знакомя их с преимуществами и ограничениями мусульманской медицины и с тактиками, которые применялись для борьбы с чумой. Но из-за обилия колоритных и противопоставленных друг другу персонажей восточные сцены ленты получились куда драматичнее европейских. Финал довольно пафосный: не зря средневековье называют «тёмным». Главный герой вопреки запретам закона и своего прославенного учителя, совершает страшный по тем временам поступок – он оскверняет тело, совершив самое обычное вскрытие, что вызывает волну мятежа среди мусульман. Город фактически погибает, а в нём и единственный очаг настоящей медицины вместе с великим Авиценной.
В достоинства фильма можно записать убедительно воссозданную атмосферу средневековой Персии, отличные костюмы и в принципе неплохую мораль, сопряжённую с образовательным экскурсом.
Есть во второй половине «Лекаря» и любовная линия с участием звезды сериала «Однажды в Стране чудес» Эммы Ригби, но она тут тоже лишь для жанровой полноты. «Лекарь» – фильм о медицине, а не о любви. И хорошо, что еще есть на свете кино, которое знает, что роман с наукой может быть не менее, а то и более интересным, чем роман с женщиной. Любовная линия – это то, что по нашему мнению, здесь совсем не имеет смысла: фильм сосредоточен на страсти человека к общественно-полезному делу и науке, которая не угасла бы и без всякой «любови-моркови».
«Лекарь: ученик Авиценны» - это добротная история о развитии одной из самых нужных отраслей науки. Фильм не просто показывает нам высоты, которых достигла современная медицина, но и знакомит нас с образом человека, без которого не был бы проделан столь долгий путь от невежества к образованности и бесстрашию перед экспериментами.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: