Все новости
КИНОМАН
23 Июля 2020, 19:38

Любимое кино: «Экзистенция» (1999 г.)

Дэвид Кроненберг – режиссер незаурядной фантазии, завязывающий свое творчество на темах телесных трансформаций и связи реальностей. На поздних этапах он уже акцентируется на трансформациях психических, а сейчас и вовсе отошел от режиссуры, зато написал неплохую художественную книгу под названием «Употреблено».

«Экзистенция» появилась как раз в то время, когда люди стали подходить к феномену виртуальной реальности и к компьютеризации в целом, на что Кроненберг среагировал довольно необычным способом, способным сделать с челюстью зрителя безостановочный механизм опускания ее вниз – от удивления и фантазии автора.
«Экзистенция» – это некий идейный последователь его же «Видеодрома», в котором аналог виртуальной реальности представлял собой телевизор с огромным количеством кабельных каналов, предлагающих зрителям самые разнообразные и экзотические способы времяпрепровождения. Время сменилось, и Кроненберг перешел с устаревшего телевидения на видеоигры, которые позволяют погрузиться в искусственные миры с большей отдачей, вплоть до потери сознания и тела.
По сюжету мы имеем разработчицу игр Алексу Геллар, которая на демонстрации своей новой игры становится жертвой покушения. Раненую ее увозит охранник-стажер Тэд Пайкл и там, среди пригородных антуражей, и начинается их путешествие, связанное как с реальностью, так и с новой игрой Алексы «Экзистенция», которая дает игроку свежую веху в индустрии виртуальных развлечений – полнейшее погружение в искусственный мир с его некими порядками, персонажами и сюжетными рельсами.
На перечисление безудержной фантазии Дэвида Кроненберга может уйти довольно большое время, благо количество непроизвольных отвисаний челюсти по мере просмотра не поддается количественному измерению, да и это даже не благодарное дело в рамках этого текста (напомню, что лучше это видеть вживую, а я всего лишь ваш гайд по миру кино). Хотя надо признать, что количество придумок в плане фантазии «Экзистенция» явно не переплюнула его же «Обед нагишом» – экранизацию романа Уильяма Берроуза (вообще, Кроненберг единственный, у кого получилось максимально смачно экранизировать подобную альтернативную прозу (если хотите посмотреть на живую печатную машинку в виде жука – посмотрите «Обед нагишом»)). Все это выглядит максимально отталкивающе, но и пригятивающе одновременно: Кроненберг старался по минимуму использовать визуальную графику, предпочитая работать по старинке – с помощью настоящих аниматронных спецэффектов, а потому все выглядит очень достоверно и натурально. Порой это отдает стойкими фрейдистскими мотивами, что становится даже неловко.
Я думаю, у каждого геймера, после особо азартного сеанса с завлекательной игрой, повседневные вещи приобретают черты того мира, из которого игрок вышел, и, стоя, например, у пешеходного перехода, невольно закрадывается мысль, что неплохо бы было сохраниться, а то мало ли что может произойти. Проблема только в том, что в реальности такой функции нет: фатальность наступает моментально и без возможности переигрывания. Будущее уже наступает нам на пятки, создавая целые симуляции жизни в виртуальном пространстве, а графика становится наиболее приближенной к реальности, но пока есть чувство границы между мирами, мы не рискуем раствориться в «Экзистенции», постоянно находясь в поисках ответа на вопросы: почему мы играем и играем ли мы вообще?
Егор ОКУНЕВ