Все новости
КИНОМАН
28 Мая 2020, 17:51

Линия победила компьютер: о духе анимации

Недавно я в очередной раз пересмотрел «Барток великолепный» – один из ранних диснеевских мультфильмов, кстати, незаслуженно забытый. Почему именно он? Потому что даже по меркам кинематографа – это произведение искусства: замечательная история с качественной работой над русским фольклором, запоминающиеся и яркие персонажи, интересный подтекст и философский комментарий и, что самое главное, рисованная анимация!

Это удивительно, но со временем именно рисованный от руки мультфильм стал больше заслуживать внимания. Тенденция в мире анимации всё больше двигается в сторону 3Д и это не мудрено: это относительно дёшево и требует меньшего количества затраченной энергии (относительно каждого нарисованного от руки кадра, конечно). Но есть нечто, что делает рисованный мультфильм особенным, то, что выделяет его из ряда любых других образчиков.
Рисованная анимация, или 2Д – это череда рисунков, которые создают иллюзию движения при быстрой смене друг друга, в то время как 3Д – это та же идея, но изображение не создаётся заново на листке бумаги, достаточно направить все силы на одну модельку и двигать ей как угодно. Оба способа – это потрясающие формы искусства, которые изменили взгляд людей на кино. Всем известно, что рисованная анимация была монополистом в индустрии мультфильмов – вспомнить хоть знаменитого чёрно-белого Микки Мауса, весело насвистывающего, держа руль маленького пароходика. Данный вариант графики был фактически везде: телевидение и полный метр – поэтому компьютерным моделькам было сложно занять достойное место не только в киноиндустрии, но и в сознании людей, поскольку любой мультфильм воспринимался исключительно вещью для детей. Я думаю, что вы поняли, к чему я веду. Конечно, речь о знаменитой «Истории игрушек» – один из самых успешных 3Д мультфильмов в истории, поскольку именно он показал зрителю, что компьютер может делать качественную картинку, а анимация может поднимать вполне взрослые вопросы. Темы фильма были в равной степени близки взрослым и детям. Сегодня же каждый второй анимированный фильм создается на компьютере – это не значит, что весь этот «ширпотреб» уникален.
Да, компьютерная анимация стала инструментом для создания более реалистичных эффектов: с её помощью зрителя перемещали на другие планеты и даже в новые миры. Но 2Д нечего опасаться: графике не уловить души, которую художник вкладывает в каждую линию на бумаге. ЗД всё ещё не стал универсальным: возьмите любого рисованного персонажа и попытайтесь визуализировать его в трёхмерной фигуре – иногда этот выглядит устрашающе. Недавно подобный скандал случился со знаменитым ёжиком Соником: первоначальный дизайн персонажа, показанный в тизере, для фильма был так не похож на оригинал, что фанаты буквально взбунтовались – это подстегнуло создателей ленты воссоздать всё с нуля.
Всё происходит потому, что в 3Д нет той простоты линий, которая имеет классическая анимация. Чтобы понять данный факт, достаточно нарисовать несколько смайликов на бумаге: любая дуга скажет вам о настроении изображённой рожицы. Компьютер же стремится к реализму предметов. Классическая анимация всё ещё мелькает по TV, но полнометражные мультфильмы в этом стиле радуют всё реже и реже. Не спешите возражать, ведь в большинстве случаев мультик, который вы видите в телевизоре и Интернете – это рисунок, наложенный на 3Д модель. Но нельзя отрицать, что линия всё ещё создаёт настоящую жизнь.
Когда вы смотрите одну из работ Дона Блута, или любое аниме – в первую очередь вы наблюдаете за многочасовой и тяжёлой работой десятка художников. Эти люди в каждой линии пытались отразить эмоции персонажа. Поставьте мультфильм на любом моменте: каждый кадр не заставит вас размышлять над теми чувствами, которые испытывает герой картинки. Если при создании сцены нарисована не та реакция, что нужна в данном фрагменте, то придётся начинать с начала – и это колоссальный труд.
В каком-то смысле традицию душевности сохранила кукольная анимация, за что всё ещё уважают в частности творения Тима Бёртона. Фигурка так же покрывается потом при каждом изменении, но в итоге зритель увидит лишь хорошую картинку, оставляя тяжкую историю создания за бортом своего внимания.
Анимация – это настоящее искусство, достойное занять пьедестал между лучшими картинами да Винчи и Ван Гога, не только из-за трудности воспроизведения, но отчасти из-за эмоций, которые дарит результат. Пусть сегодня некоторые студии позорно используют её для продуктов не заслуживающих внимания, но это не умоляет того факта, что жанр мультфильма создал нечто уникальное, способное удивлять даже спустя множество лет, ведь и сегодня некоторые случаи, такие, как «Барток» впечатляют.
Владислав БУРУХИН
Фото из открытых источников