Если вдохнуть больше воздуха в лёгкие и проговорить без спешки на одном выдохе, то выйдет нечто невообразимое: «В кинокартине режиссёра Азизжана Заирова участвуют дети с ДЦП, с задержкой психического развития из Ассоциации родителей детей-инвалидов». О таком и помыслить сложно, невозможно. Прослеживается явный акт человеколюбия. Есть место и подвигу. И режиссёр со своими единомышленниками, конечно в первую очередь «вручил» этим особенным актёрам в руки их сокровенную мечту и материализовал её, словно добрый волшебник Гэндальф, или Гудвин из Изумрудного города.
В фильме конструкция – в конкретике невиданного добра. Каждая сцена озарена лучами солнца – его там невероятно много – яркого, чересчур ослепительного, солнечного света. И теней будто и в помине нет. Герои с ДЦП, с задержкой психического развития больше двигаются, ползают по полу, перемещаются в инвалидных креслах. Такие сцены неподготовленному зрителю, конечно, тяжело видеть, впитывать в себя. На рефлексии, по необъяснимой привычке, тянет отвернуться в желании абстрагироваться от «жуткого мира» неизлечимых болезней. Но минут через пятнадцать – привыкаешь. Затем и вовсе не замечаешь у персонажей их ограничения. Начинаешь любить, сопереживать им. А они ничем особо не отличаются от нас: дарят цветы, передают друг другу записки, и к тому же варят пельмени и живут, в некотором роде, полноценной жизнью. Разве что… А трения с людьми здоровыми неизбежны. И в данной социальной драме это показано вскользь, осторожно, насколько можно, ибо в картине напрочь отсутствуют отрицательные герои. Просто-напросто идёт извечный поиск ежедневного понимания, что имеет привычку то тускнеть, то отдаляться. Понимание, что пахнет морем, облачным голубым блеском.
Небольшой состоялся разговор в фойе кинотеатре «Родина» с Азизжаном Заировым, а рядом с ним находился приветливый, с открытой улыбкой на лице Тахир Умаров. Правда, шум стоял невыносимый внутри помещения, но кое-что… кое-какие отрывки беседы попали сюда:
– Как вам пришла идея снимать фильм с участием актёров-непрофессионалов с ограниченными возможностями из Ассоциации родителей детей-инвалидов? На такой мужественный шаг не каждый режиссёр решиться.
– Сначала мы сделали фильм «Быть или не быть!» по мотивам Уильяма Шекспира. С участием Тахира Умарова, где он творил немыслимые чудеса в кадре. Кинокартина побывала в двенадцати странах, получив немало призов. И таким образом, мы поняли – социальную тему необходимо дальше развивать. И решили сделать трилогию. Первая часть затрагивает проблемы инвалидов с ограниченными возможностями с точки зрения молодого парня – главного героя. Вторая часть – с точки зрения девушки. История взята из реальной жизни, напрямую связанная с подопечной Ассоциации родителей детей-инвалидов, с Динарой Шариповой, что сыграла практически саму себя в фильме. Прототип героини Асель покорил нас своей уверенностью, мужеством и устремлённостью бороться с невзгодами, и главное – идти за своей мечтой, желая найти любимого человека, создать семью и родить ребёнка. Мы тут же написали сценарий. Но на тот момент не было денег. Съемки из-за отсутствия финансирования стали невозможны. Но, обращаясь в разные инстанции, мы в конце концов достучались – нас услышало Министерство культуры Казахстана. И в 2017 году нам выделили необходимую сумму денег. И на отличной аппаратуре с полноценной съёмочной группой мы приступили к работе. А третью часть трилогии намереваемся посвятить матерям, что воспитывают детей с серьёзными заболеваниями. Расскажем волнительную историю о матери, у которой дочь-подросток страдает онкологией.
– Ваш фильм «Девушка и море» чем-то напомнил «Страну глухих» режиссёра Валерия Тодоровского, где главные персонажи без исключения являлись глухими. Но играли у него, так или иначе, актёры-профессионалы. В вашем же случае тысячекратно сложнее. Какие трудности пришлось преодолевать в процессе съёмок?
– Когда мы только начинали, многих одолевали сомнения. Особенно родители недоумевали, спрашивая нас, якобы, зачем это нужно, для чего? Я же, зная их актёрский потенциал, верил, что у нас всё получится и никак иначе. Тем более, актёры с особенностями развития, участвуя в кинодействе, вырываются из своего замкнутого пространства, в котором вынуждены жить. И полноценно сливаются с обществом, избавляясь от комплексов. Обретают уверенность в себе. С Тахиром Умаровым, с Динарой Шариповой мы до съёмок работали, репетировали где-то полтора года. Постоянные пробы, что можно сделать, чего нельзя. Ползали на коленках по полу вместе с оператором, ограничивая себя в движениях, где это требовалось. При работе часто возникали трепетные вопросы относительно того, сможет ли, скажем, Динара или Тахир, сделать то или иное движение, действие, когда работает камера. Поэтому без трудных моментов, конечно не обходилось. Тахир по характеру очень упёртый. Ему можно в три часа ночи позвонить, и он тут же приедет на репетицию, без всяких проволочек. Мы же интуитивно чувствуем – надо сейчас что-то обязательно доделать, доснять. И потом, самое важно для нас, чтобы дети почувствовали себя полноценными гражданами на съёмочной площадке и свободными, вне их привычных четырёх стен. И, в конце концов, чтобы они в присутствии профессионалов киноиндустрии… а среди них, к примеру, известная в Казахстане актриса Гульбахрам Байбосынова, что играла сестру Асель, окунулись в новую для себя вселенную творчества и самопознания. И заодно сама съёмочная группа научилась общаться, понимать внутреннее мировоззрение детей-инвалидов. Они, мы работали и взаимодействовали наравне.
Специальный приз от общественного деятеля Каринэ Хабировой в номинации «Социальное и мотивационное кино» – «Девушка и море», Азизжан Заиров и Мухамед Мамырбеков (Казахстан).
Специальный приз Министерства семьи и труда РБ – исполнителю роли Тахиру Умарову, фильм «Девушка и море», приз «За воплощение мечты».