Справка:
Рената Нарзи -
Когда в тебе проснулась любовь к поэзии?
С детства любила читать стихи, легко их запоминала. Особенно прониклась поэзией в подростковом возрасте. «Белая береза под моим окном» Сергея Есенина — одно из любимых.
Взахлеб читала Пушкина, обожала Ахматову. А вот с Маяковским и Цветаевой не сложилось. Когда в школе все писали сочинение «Мой Маяковский», я озаглавила свое «Не мой Маяковский». Почему? Не было близко его творчество. Казалось, совсем не мой поэт. Но… Прошло время, теперь понимаю, что он — прекрасный поэт. То же самое с Цветаевой.
Кого можешь выделить из современных поэтов?
— Пожалуй, выделю Полу Шибееву, нравится сетевая поэзия «Резной свирели» (Наталья Захарцева), поэт из Липецка — Михаил Червяков пишет очень здорово, его стихи это — социальный сюжет, глубокие смыслы, рассказы, тонкий срез соционики…
Когда ты написала свое первое стихотворение?
— Это было в начальной школе, мы прощались с нашей классной руководительницей. Была, конечно, слабая глагольная рифма, но, надо учесть, все же — это первое стихотворение, написанное и прочитанное мной перед публикой. И тогда я поняла — стихи мое все.
Кто такие графоманы в твоем представлении?
— Есть у меня один знакомый поэт, он печатается по всему миру. Стихи опубликованы в разных журналах, в том числе за пределами России. Но когда читаешь его — устаешь. Будто набор слов. Ведь в стихах важен смысл, а не когда тебе передают информацию. Это серое волокно стиха не впечатляет, не заставляет сопереживать… Там нет ни начала, ни конца.
Когда поэт достиг определенного уровня, он не может писать плохо, как ты думаешь?
— Тут встает вопрос о том, что такое плохие стихи. В этом плане мне близко выражение поэта Алексея Никонова: «Стихи цепляют или не цепляют. А рифма — вопрос второстепенный. Но я стараюсь рифмовать». Согласна с ним. Бывают стихи откровенно посредственные. Хотя в творчестве все весьма субъективно.
Важный вопрос для творческих людей. Как продвигать свое творчество? Можно ли на этом заработать?
— Мой психолог как-то сказал: «Надо все делать с любовью. В результате процесса появятся деньги». Я читала стихи там, где можно, и там, где нельзя. Так получилось, что меня начали куда-то звать, приглашать на мероприятия. Стихи, поэзия мне не приносят плюс в кошелек, но и не приносят минус. В прошлом году, например, я прошла в турнир на поэтический фестиваль в Череповце, но поездку мне не могли оплатить. Прошел год, теперь зовут приехать и оплачивают поездку. Так же и на мероприятия зовут — оплачивают выступления.
Сейчас есть прекрасная площадка для продвижения — соцсети.
Можно ли научиться писать хорошие стихи?
— Каждый человек в чем-то талантлив. Научиться быть талантливым нельзя. Каждый умеет что-то делать хорошо: шить, рисовать, писать. Но раскрытие таланта — сложный процесс. И если удалось найти себя, то человека можно только поздравить.
Говорят, что гениальные поэты как раз-таки не могут найти себя, не социализированы? Это миф или реальность?
— Это имеет место быть, это не миф. Мы все находимся в коконе социальных связей, человек творческий шире этого всего. Ему сложнее.
Приземленный писать не станет…
Как рождается стихотворение?
— Будто я наполнена большим количеством пустых баночек. Злость, уныние, теплота, влюбленность, дружба. Когда одна из баночек наполняется, я просто выливаю в нее стихи, тексты. Чувствую, что после этого становится легче. Я рассказала о самом главном, я это прожила.
Как ты работаешь над стихами?
— Я открыта к критике. Если она конструктивна. Но и не стараюсь довести стихи до идеала. Как мы знаем, их можно редактировать бесконечно. Красота — это небольшая неправильность, я против идеализации.
Какую строчку из стихотворения ты считаешь удачной?
— Одна из удачных строчек, пожалуй: «Все, что с тобой происходит — это твой выбор».
От женского романтизма я иду к философскому осмыслению. Не хочу писать в стиле: «Он дурак, а я страдаю», сейчас уже двигаюсь к теме: «Если он дурак, а ты страдаешь, ты это выбираешь».
Как расти поэту?
— Поэт это человек глубокий, тонко чувствующий. Он реагирует на вещи не поверхностно, как правило, знает себя хорошо. Он видит суть вещей. Образование, эмпатия, начитанность имеют большое значение.
Нужно вдохновение. А вдохновение это — общение с творческими людьми, чтение литературы, новые знания. В то же время нам всем нужны паузы. Потому что прежде, чем что-то сказать, надо подумать.
В каких городах тебя принимали особенно тепло?
— Могу сказать одно — не в городах Башкирии. К сожалению. В Перми нас встречали аплодисментами с лозунгом: «Всем встать, поэты приехали». Они видят меня вот такую — незнакомую, эпатажную, загадочную. И публике я интересна. В Уфе в основном приходят на открытый микрофон показать себя. В Стерлитамаке так же. Половина моих подписчиков в соцсетях — это жители других регионов.
Расскажи о творческих планах.
— Я бы хотела открыть свой поэтический театр. Популяризировать поэзию. Встать на табуреточку (сцену) и прочесть стихи — это сухой хлеб, а его много не съешь. Нужно его намазать вареньем, маслом. Театр моей мечты — это когда людям не будет скучно слушать, внимать поэзию.
Интервью Марии Ларкиной