Все новости
СОБЕСЕДНИК
30 Июня 2021, 13:16

"Я актриса закрытая". Часть вторая

На вопросы отвечает Татьяна Друбич. – Интересно: вы себя актрисой не видели, а снимались и снимались. Почему? – Да кто его знает… Кино – вещь заразительная. Если меня что-то в нем и тяготит, то это все, что наступает после премьеры картины: обсуждения, необходимость отвечать на вопросы прессы… Вот тут-то тяготы и тяготят. А сами съемки что? Это же удовольствие, особенно когда с талантливыми, веселыми людьми. Не знаю, кого кино отпускает.

– Вам предложили поступать во ВГИК, когда вы еще учились в школе?
– Да, Татьяна Лиознова, она позвала меня и Борю Токарева, с которым мы снимались в «Ста днях после детства».
Мои родители советовались с Соловьевым, и он сказал: «Если она может не быть актрисой – а она может – лучше ею не быть. Куда она хочет – в медицинский? Вот пусть и идет». А я прислушивалась к нему: понятно, что мне повезло, – правильный человек рядом, который правильно все рассказал. Мне кажется, он просто понимал, что такое быть актером, сколько там испытаний, непредсказуемости, случайности, даже фатальности. Он всегда подходил к этому с одной точки зрения: если можно не становиться профессиональным актером, то лучше им не становиться.
– Старший брат учился в стоматологическом институте. Я еще в школе писала, переписывала за него институтские конспекты. И видела его студенчество, оно выглядело привлекательным. Но собиралась поступать в историко-архивный, думала быть архивариусом: мне нравилось копаться в документах, в книгах… Теперь хочу, чтобы моя Маруся стала судмедэкспертом, и мне все: «Ты что, сумасшедшая?» «Да, – говорю, – мне кажется, это очень правильная профессия для нее».
– Работа врача – для людей с крепкими нервами. У вас с этим как?
– У меня прекрасная нервная система. Мой однокурсник, он врач-психиатр, сейчас работает в Калифорнии, всегда мне говорил, что у меня редко устойчивая психика. Поэтому мне актрисой так тяжело быть – я действительно очень устойчивый человек.
– И в институте ходили спокойно везде, куда водят будущих студентов-медиков?
– У меня на первом или втором курсе были сомнения, выдержу ли учебу, потому что медицинское образование – сложное. Но поступление тяжело далось, и победило решение остаться. А посещение, например, морга… Обучение было так устроено, и педагоги настолько хорошие, что к походам в морг мы начинали относиться… ну, цинично, что ли. Первое замирание потом заканчивается спокойным поеданием бутербродов там же. Ужас!
На самом деле, мне не понять до конца самой, как ужасно может быть устроен человек: он ко всему привыкает.
Но так ты тоже набираешься профессионализма.
– То, что вы, уже известная актриса, принимали потом больных в обычной поликлинике, удивляет ваших зрителей…
– Я работала в нескольких поликлиниках. В поликлинике завода «Водоприбор» – как эндокринолог. А после ординатуры, когда сидела в декрете с Аней, пошла на гомеопатические курсы. Тогда это была диковинная история – учиться на гомеопата в Москве не разрешали, только в области. Когда я окончила курсы, открыли гомеопатическую поликлинику на 2-й Владимирской улице, она до сих пор есть, и с момента ее открытия я сидела там на приеме.
– Вы чувствовали, что как врач на своем месте?
– Мне нравилась профессия. Я не дошла до момента выгорания или разочарования, поэтому у меня иллюзия не состоявшегося большого доктора есть. Но, думаю, сошла бы с этой дистанции позже, раз уж сошла.
Интересно, что все мои сокурсники, уехавшие из России, работают по профессии до сих пор, мы с ними общаемся, дружим, встречаемся, они прекрасные врачи. Один мне сказал, что, оказывается, в наших медицинских институтах в советское время неплохо учили, никак не хуже, чем в развитых странах. А из оставшихся мало кто работает в медицине, это редкие стоики – пережившие 90-е и потом встроившиеся в новую систему здравоохранения.
– У вас были периоды безденежья, вот чтобы картофелины к обеду считали?
– Конечно. У нас с Сережей был период, когда он несколько лет не снимал кино, я в поликлинике получала сто двадцать рублей. И картошки считали, и пельмени, справлялись на минимуме. Такие моменты были, наверное, у всех из нашего поколения.
– Вы производите впечатление женщины, у которой всегда все хорошо.
– Папа мне объяснил две вещи: никогда никто не должен знать, как ты себя чувствуешь физически и сколько у тебя денег в кармане.
Он мне много что еще говорил, но эти две вещи, простые, я с детства усвоила. Поэтому, когда, не находясь на приеме, выслушивала от некоторых людей бесконечные рассказы о своем здоровье, меня это искренне удивляло.
– Знаете, на восприятие вас зрителем точно воздействовала какая-то аура избранности, что ли. Большую роль в этом сыграл Сергей Соловьев, правильно?
– Не знаю насчет себя, но скажу, что на любых кастингах студенты, учившиеся у него, имеют фору. Такой знак отличия. Сама слышала от ассистентов режиссеров: «Это соловьевский, это надо посмотреть».
– На всем, что он делает в искусстве, лежит отсвет понимания чего-то, что не понимают другие. И это рождает чувство его укорененности в жизни.
– Соловьев относится к тому типу людей, которые рождаются с пониманием или с ощущением собственного предназначения. Не могу представить его занимающимся какой-то другой профессией. Тут без вариантов. Как художник, он уверен в своих замыслах. Честен и уверен. Никогда не фальшивит. Его кино – это не свидетельство времени, а свидетельство жизни, поэтому оно вечно.
Сережа действительно все про все понимает: мы только подумаем над вопросом, а он уже знает ответ. Он умный.
– И этим все сказано.
– И этим все сказано. Редкий человек, и это мое везение – что я с ним встретилась.
– С изумлением, что она такая живучая оказалась. Но я не осознавала, когда снималась, что за картину мы делаем, я думала – свисток больше паровоза, и недоумевала, почему все с этой «Ассой» носятся, миллион же фильмов лучше… Но люди до сих пор смотрят «Ассу» и все там видят. Сергей Александрович действительно в каком-то смысле избранный: настолько отгадывать коды времени, коды жизни!..
– Он учил вас актерским приемам?
– Никогда, никогда!
– А вам хотелось?
– Конечно! Как без этого? Вот в театр меня привел, в Малый, когда я у него Соню играла в «Дяде Ване»… Уже была другая актриса, но она оказалась беременной. В мае предстояла премьера, а в середине марта Сережа мне сказал: «Тань, я тебя умоляю – давай двигай!» – «Ты с ума сошел? Я на самодеятельной-то сцене не стояла». – «Таня, ни с кем другим уже не справлюсь!» И затащил меня в эту авантюру.
– И как вам показался тот театральный опыт?
– Зритель, наверное, ничего не заметил, но для меня это была катастрофа. Нельзя выходить на сцену, тем более такого театра, не имея профессионального образования. Кино – я понимаю: тебя «закрыли» монтажом, светом, музыкой, там можно «проскочить». А в театре – это как выйти к операционному столу. Сделать операцию, не умея, нельзя. Театр – то же самое. Сцена – это сцена.
– В кино, говорят, вы чаще всего не играете, а просто существуете, и в этом ваша особенность.
– У Сережи на площадке мне ничего не приходилось играть, это точно, поэтому у меня там и ролей-то нет. Кроме Анны Карениной, которая тяжело шла.
– Ролей нет, а что есть?
– Там есть я. А другие режиссеры не требовали от меня быть мной: был персонаж и прописана дорожная карта – кто он, откуда начинает и куда должен прийти. Все было более-менее понятно. А у Соловьева и еще у Ренаты Литвиновой не понятно никогда и ничего. Вот иди гадай…
– Вам как лучше работалось?
– Как они.
– Вы не сравниваете себя с актерами нового поколения?
– Я как-то Сереже сказала, что сейчас актеры и актрисы потрясающие, он говорит: «Да». Они по-другому устроенные люди. И на это другое человеческое устройство ложится их актерское образование, которое по-другому работает. Это невероятное существование в кадре! Для нас, для моего актерского поколения невероятное. Потому что я актриса закрытая, скрытая…
– Вот именно: Сергей Соловьев и говорил мне в интервью, что, если у других актрис в роли главное желание – выявить, то у вас – скрыть. Поэтому ваши героини при всей их реалистичности – девушки загадочные. Они знают что-то, чего не знают другие. Согласны?
– Согласна. Это мечта Соловьева – о таком существе.
– Он ведь в вас и видел неземную женщину, верно?
– Во мне? Не-не-не, я не такая. Ему нравятся женщины, о которых вы сказали, вообще такие люди. А деловые тетки ему не нравятся. Я тоже деловых теток не люблю.
– Но вы же занимаетесь бизнесом.
– Ну, если жизнь заставляет…
– А какую роль тогда играет наша воля?
– Зависит от конкретного человека. Есть сильные, которые сами формируют обстоятельства, есть слабые, их большинство, и они живут, как диктуют обстоятельства. У всех остальных как получается, так и получается.
– А вы как живете?
– Когда как. Когда складывается, когда не складывается… Надо самой сложить, такая диалектика. Я не сильная женщина, правду вам говорю. Моя главная роль – это моя жизнь. Я исполняю эту роль, будучи внутри другим человеком, и так, подозреваю, делают многие. Живу как сильная.
– Наверное, если говорить про сегодня, то быть сильным – это единственный способ существования. Вы как провели эти месяцы самоизоляции?
– Мне тяжело давалось пассивное наблюдение… жаль, что не могла работать с больными как врач, поэтому старалась помогать через благотворительные фонды, быть волонтером. Помогала, чем было возможно, – от антисептиков и средств защиты до концертов онлайн с выдающими музыкантами для пациентов хосписа. Опыт фонда «Вера» очень пригодился.
– Что-то кардинально повернулось за этот период в человеческом сознании, как вы думаете? Во всей нашей жизни?
– Хочется думать, что мы планетарно повзрослели, и чеховский «человек с молоточком» все же достучался.
Страх за жизнь не только своих близких, но и неизвестных тебе людей, удушающая жалость к медикам, беспомощность и неопределенность сделали нас другими или проявили в нас то, о чем мы не знали.
Возможно, кто-то ничего не понял, кому-то и пандемия кажется глупостью, «заговором» – такой детский сад.
Но для всех остальных этот тяжелый опыт бесценен, он, как и приобретенный иммунитет от вируса, изменил константы существования. И мне очень нравится, что пришло время Профессионалов с большой буквы, они стали истинными героями и звездами. Моей любимой профессии врач – воздалось!
Попсой, болтовней, телешоу пандемию не победишь. Только профессионализмом и чувством юмора, который оказался исключительным в эти дни!
– А, по-вашему, люди в большинстве своем какие проявили качества?
– Все, какие есть. Как на войне. Редкая возможность «познакомиться с собой». Думаю, что хорошие стали еще лучше, дерьмо – дерьмом и осталось. И наварить на этой беде, и спрятаться за спины других, и отсидеться на больничном, в общем, классика… Но их точно меньше. Умных и гуманных стократ больше.
В общем, за человечество можно порадоваться.
Интервью корреспонденту "Новой Газеты" Ирине КРАВЧЕНКО
Опубликовано 09 июня 2020 г.
Читайте нас: