Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
СОБЕСЕДНИК
12 Ноября 2020, 18:33

Сергей Сумин: «Литература поднимает человека над суетой будничных дней»

Сергей Сумин — тольяттинский поэт, издатель литературного журнала “Графит” и организатор фестиваля поэзии Поволжья. Не так давно он сообщил, что в скором времени закрывает оба своих проекта. Почему он это решил сделать, зачем городу фестивали и отчего так важна гуманитарная сфера — обо всем этом Сергей рассказал TLTgorod.

— Когда и почему вы начали заниматься издательской деятельностью?
— Позыв был самый очевидный — меня мало печатали журналы. Хотя немного лукавлю: мои стихи несколько раз публиковали в литературном журнале «Волга» и ряде московских изданий. Однако в большей степени мне хотелось дать литературную площадку для того круга писателей и поэтов, с которыми я общался. Причем не только в Тольятти, но и со всего Поволжья.
Издавать журнал в современной России не так-то и сложно. Главное, чтобы, помимо желания, была команда и финансы. Летом 2011 года эти три момента сошлись воедино. Мое начинание, как морально, так и финансово, было поддержано моими друзьями — участниками литературной студии ВуиТа. Благодаря их содействию девять лет назад, в начале сентября, вышел первый номер литературного журнала «Графит». После этого уже не было выбора: нужно было готовить следующий номер. Потом начал серию приложений к журналу: издавал сборники произведений местных авторов. Издал книги своих друзей, поэтов и писателей Тольятти: Айвенго, А.Князев, С.Пиденко, М.Лёзин, Лада Дождь, Д.Перегудов, Е.Карева, А.Бехтерев и др. Так постепенно я и втянулся в это дело. Сегодня я чувствую себя не поэтом даже, не редактором, а издателем. Но это очень благородное звание.
— Недавно вы публично заявили, что выпустите еще один номер «Графита» — двадцатый — и закроете проект. Почему? Что случилось?
— Когда я начинал этот проект, у меня были весьма амбициозные планы. Если помните, «Графит» был заявлен как литературный журнал Поволжья. И я, действительно, всё это время публиковал в нём авторов из Саратова, Казани, Ульяновска и пр.. Примерно 60-70% материалов в каждом выпуске были волжские. Остальные — Москва, Сибирь и иные регионы.
Но я вынужден констатировать факт провала, так как журнал не доходил ни до Саратова, ни до Нижнего Новгорода, ни до Казани. Если я с презентацией туда не приехал, то очередной выпуск и не забирали. Я-то как думал? Что хотя бы по 5-10 экземпляров каждый город будет себе забирать-выкупать. О чем я мечтал? Не знаю. В реальности бумажная версия «Графита» оставалась только внутри Тольятти. Однако электронная версия (может, потому что была бесплатная?), которая выкладывалась на сайте «Мегалит» (до 17-го номера включительно), привлекала значительно больше читателей — в среднем каждый номер скачали около 2-х тысяч раз.
— Зачем было издавать в 2011 году бумажный журнал, когда интернет уже был повсеместен и весьма доступен?
— Теперь я понимаю, что это было достаточно самонадеянно. Мы, наверное, заскочили в последний издательский автобус, который мог принести хоть что-то. Думаю, уже сейчас, в 2020 году, почти любой человек в самую последнюю очередь подумает о бумаге, ведь практически всё стало электронным. Но тогда, в 2011 году, у меня первый выпуск «Графита» купили 70 человек, второй — 60.
В данный момент я вижу, что бумага отжила своё. Продаж моего “Графита” практически нет. И я не могу заставлять своих читателей по старинке покупать бумажные издания. Я просто сам уже так не делаю. Поэтому через полгода закрываю этот проект.
— Для чего необходимо публиковать местных авторов?
— С целью продвижения хороших авторов. Редактор литературного журнала — как продюсер в музыке или киноиндустрии. По факту он отбирает из множества произведений лучшие и размещает в своем журнале. Но таким образом это работало, может быть, лет 30-40 назад, когда журналов было мало, а писателей много. Им удавалось собирать сливки. В наше время это делать намного сложнее. Я вот пытался отбирать лучшее из Поволжья. Однако оказалось, что сейчас людям в целом менее интересна литература, а уж тем более почти совсем неинтересны провинциальные авторы. Но мне хотелось, чтобы мои друзья-писатели где-то публиковались, а потому мой журнал для них был дружественной литературной площадкой.
— Каким образом формировали номер журнала? Где брали произведения местных авторов? Присылали сами авторы? Были ли критерии отбора?
— Набирал из самых разных источников. Но чаще всего авторы присылали произведения на электронную почту. В годы расцвета «Графита» мне приходило в среднем около 250 писем в год с подборками стихов, рассказов и пр.. Ну, и конечно, свое дело делал фестиваль поэзии Поволжья, который я проводил с 2013 года. На него приезжали поэты, я мог их послушать воочию. И чего уж скрывать? Что мне западало в душу, что нравилось, то и старался напечатать в следующем номере.
— Удалось ли открыть интересные имена и продвинуть их?
— В журнале «Графит» была пара-тройка перспективных публикаций, про авторов которых мне потом говорили, что эти люди стали известными. Например, Наталья Нечаянная. Она из Тольятти. Опубликована в 3-ем номере. В какой-то момент она уехала в Москву, и говорят, что стала там одно время дико популярной. Но затем ушла в какие-то параллельные вещи и вроде бы забросила поэзию. У нее были реальные потенции стать в поэзии звездой уровня Веры Полозковой.
— Вы сказали, что также были организатором поэтического фестиваля — фестиваля поэзии Поволжья. Расскажите о нем. Почему решили этим заняться?
— Фестиваль появился благодаря журналу «Графит». И вместе с ним и завершится: весной будущего года планирую провести восьмой и последний. Мне хотелось не только читать стихи, которые мне присылали авторы на электронку, но и увидеть их живьем, познакомиться, пообщаться. Из этого желания и родилась идея проводить фестиваль.
Если же говорить о том, с чего вообще всё началось, то вся моя юность прошла под знаком фестиваля «Майские чтения», который я наблюдал на «Голосова 20». Напомню, поначалу этот фестиваль был совсем нетеатральный. До 2000-х годов там была чистая поэзия. И мне очень нравилась атмосфера, которая там царила, наверное, ее можно назвать фестивальной. Ты послушал поэта и тут же с ним в кулуарах познакомился, пообщался. Одним словом, очень творческая там была атмосфера.
И в какой-то момент я подумал: «Почему у нас сейчас ничего подобного не происходит?» К тому моменту «Майских чтений» уже не было, а на их месте ничего не появилось. Я так посчитал, что если поэты приедут в Тольятти за свой счет, мне останется их только накормить и где-то на ночь расположить. Задача посильная. Так и родился фестиваль, а потом семь лет проходил. Это было замечательное время: завязалось много дружбы и было много хорошего общения.
— Что такой фестиваль дает городу и его жителям? Какая от него польза?
— Польза от поэзии? Вопрос-оксюморон. Польза поэзии одна — в эстетическом наслаждении. Прямой пользы — нет. Сейчас время хайпа, рейтингов, достижения результата и яркого успеха — от меня это все очень далеко.
Такие мероприятия не напрямую, но подспудно рождают в городе гуманитарную, то есть смысловую, содержательную составляющую, которая из нашего города вымывается. Это особенно важно для молодежи. Благодаря таким фестивалям они могут познакомиться с качественным искусством и людьми, которые его делают. Наверняка подобные события стали для кого-то решающим фактором: кто-то в итоге решил поступить в Литературный институт, а кто-то выбрал профессию режиссера, художника или музыканта.
Если же ничего подобного, гуманитарного, в городе не будет происходить, то мы потеряем свое будущее — молодежь. Ведь ее тогда воспитает только улица и она не будет знать, что есть еще что-то кроме нее. Иногда мне кажется, что если ничего не изменится, то уже через 3-5 лет в Тольятти ничего интересного не будет. Но это если резко. Всё-таки хочется верить в лучшее.
— Почему для города важна не только материальная, но и гуманитарная составляющая?
— Тольятти в своем архитектурном облике — это просто коробки домов, которые разлинованы по линейке и установлены в голой степи. Для того, чтобы это пространство стало настоящим городом необходимо, чтобы оно еще было скреплено каким-то количеством общих идей и традиций.
Почему в последнее время случился такой отток жителей из Тольятти? Одна из причин — некуда пойти. Грубо говоря, два театра, три библиотеки и много-много пивных. Выбор очевиден.
Если же в городе ничего стоящего не происходит, если нельзя удовлетворить культурные потребности: послушать стихи и музыку, сходить в театр, то люди, прежде всего молодежь, из такого города бегут. Это проверено и доказано временем. У Тольятти в этом плане не очень радужные перспективы.
Человеку, помимо базовых потребностей, нужно не забывать и о своей душе. Она требует обмена смыслами, эмоциями, чувствами — всё это может дать только искусство. Причем, как мне кажется, это должно быть не единичное мероприятие, а системный и хорошо поставленный процесс. И, конечно, я за различные фестивали: литературный, музыкальный, театральный и пр. Люди должны чувствовать и знать, что они живут там, где бьется и происходит жизнь, там, где есть перспективы и позитивное будущее. Образно говоря, никто не хочет плыть на корабле, про который все знают — он скоро потонет.
— Вы отметили, что из города уезжают люди, а также стали размышлять о том, что стоит сделать, чтобы это оставить. Как вы думаете, местная власть осознает эти вызовы?
— Я не компетентен в этом вопросе, потому что с 2011 года, когда начал делать свои публичные проекты, сознательно старался избегать каких-либо контактов с чиновниками, так как хотел оставаться свободным. К тому же, у меня никогда не было веры в то, что там мне помогут, а потому просто не тратил на это время. И возможно, я был не прав, наверное, стоило ходить, встречаться и искать чьего-то расположения. Но я таких попыток не делал.
Однако, стоит заметить, за всё это время, даже когда мой фестиваль более менее «звучал», со стороны властей не было попыток познакомиться со мной. Хотя я точно знаю, что руководство тех библиотек, где я проводил фестиваль, неоднократно приглашало чиновников, но, увы, никто не приходил.
— Каким вам видится будущее Тольятти?
— Долгое время в Тольятти жил и работал такой театральный деятель как Юрий Алексеевич Тя-Сен. Он возглавлял театр-студию «Эксперимент». К сожалению, год назад он умер. Так вот, еще в 2002 году он, размышляя о будущем Тольятти, сказал, что скоро из этого города начнут уезжать люди. И что жилое пространство под названием Тольятти может и не стать городом. У него тогда был мрачный прогноз. Я с ним был не согласен, спорил. Теперь же, спустя почти 20 лет, начинаю его понимать и разделять позицию Тя-Сена. Да, если тут ничего не предпринимать, город постепенно будет превращаться в один большой спальный район. Должно быть что-то, чтобы держало людей вместе, некая смысловая составляющая.
Со своей стороны я пытался делать что-то на своем уровне, делать то, что мне интересно и близко. Получилось ли на что-то повлиять? Не знаю. В деле искусства весьма проблематично оценить результат. Пока же у меня накопилась определенная усталость.
— Что нужно сделать, чтобы прогноз Тя-Сена о Тольятти не сбылся?
— Я поэт и издатель, а не политик, социолог или футуролог. Поэтому я могу высказаться лишь как обыватель, как простой гражданин. Что вижу лично я? Начались проблемы с экологией, все это влияет на здоровье: Волга — цветет, лес — сгорел, воздух — плохо пахнет. Это объективно. Вторая проблема — у населения падают доходы. Не хочется говорить слово бедность, но не так просто содержать семью в Тольятти. Третье — как уже говорил, есть ощущение безнадеги, отсутствие перспектив, заброшенности.
Что могло бы изменить ситуацию? Я почему-то верю, что строительство моста в Климовке поможет немного «растолкать» город. Как конкретно? Не знаю. Может быть, изменится самоощущение, что мы живем не в тупиковом городе, исчерпавшем свой потенциал, а в нормальном развивающемся мегаполисе. С мостом придет какое-то движение, какая-то энергия и новый вектор развития? Вполне возможно.
— Если посмотреть только на сферу культуры? Какие в ней можно сделать шаги?
— Власти города должны цепляться за тех людей, которые проявляют активность и делают какие-то культурные мероприятия. Они им должны всячески помогать, поддерживать, не игнорировать их. Например, отдавать лучшие площадки города и оказывать медийную поддержку. Не бояться первыми подойти к ним и познакомиться. Более того, у них должны быть такие люди, специалисты, которые бы следили за тем, что действительно происходит в творческой среде города. И если появились какие-то активные люди в сфере культуры, то брать их на заметку (в хорошем смысле слова) и стараться многократно умножить их потенциал.
— Что пожелаете нашим читателям?
— Искусство и, в частности, литература — поднимают человека над суетой будничных дней, позволяют ему посмотреть на все, в том числе и на самого себя, со стороны. Пожалуйста, не забывайте, что есть книги, театры, музыкальные концерты, фильмы, галереи и многое другое. И это не просто форма проведения досуга, а возможность саморазвития, обретения жизненной перспективы, выход к надежде и свету. Потому пожелание одно — любите искусство!
Беседовал Владимир Тарасов
Фото предоставлены Сергеем Суминым
Фото Вячеслава Смирнова
Читайте нас: