«Ананасовый» вкус рок-н-ролла
Все новости
ГРАММОФОН
12 Ноября , 17:01

Хештег: Комарово

Коллаж: Игорь Скляр и Дмитрий Полетаев
Коллаж: Игорь Скляр и Дмитрий Полетаев

Вспомнилась эстрадная, лёгкая песенка «Комарово» в исполнении Игоря Скляра. Как же давно это было! Да, с каждых утюгов, как говорится. Особенно хорошо шла на пляжике, под обжигающими лучами солнца и летом. Середина восьмидесятых. А премьера как бы этой самой песни случилась в телепередаче «Что? Где? Когда?». Кажется, за игровым столом тогда сидела команда Андрея Каморина. На музыкальной паузе и прозвучал сей хит. Более того Игорь Скляр спел ещё на бис. Что, по сути, является уникальным случаем в истории «Что? Где? Когда?». Обычно «ужасный и великий» телеведущий Владимир Ворошилов на подобные музыкальные эксперименты не шёл никогда, а тут… Ко всему прочему, шлягер залетел в 16 серию «Ну, погоди!». А Скляр… А что Скляр? Уже был довольно известным актёром. Ну как же знаем, – фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1983), где он в главных ролях. И «Только в мюзик-холле» (1980) режиссёра Николая Ковальского тоже изумительное исполнение.

Но что любопытно, мегапопулярный летний аудиохит уже примерялись спеть другие исполнители. Задолго до Игоря Скляра.

Итак, дата и место рождения песни «Комарово» –1983 год, Московский военный округ. Не хлипко, получается. Чтобы стать всенепременно участником фестиваля солдатской песни да разделаться раз и навсегда со скукой, с повседневной рутиной армейской службы, Игорь Николаев (да, тот самый Игорь Николаев – поэт-песенник, композитор, гитарист, клавишник и певец – служил в армии) за считанные часы написал ныне всенародный шедевр. Благодаря сборнику стихов «Пароль», который ему подарил известный поэт Михаил Танич. Случайно открыв книгу, Николаев наткнулся на стихотворение о посёлке Комарово – дачном месте под Ленинградом, где отдыхала творческая интеллигенция. Оригинальный текст Танича нанизан меланхолией и заканчивался философской удручающей строкой: «Так зачем ходить по трюмам утонувших кораблей?». «Мне нужна была жизнерадостная, летняя песня, — вспоминал позднее Николаев. – С разрешения Михаила Танича я изменил финальную строчку на оптимистичную: «Я за то, чтоб в синем море не тонули корабли!»».

А вот действительно первая премьера песни «Комарово» состоялась 3 ноября 1984 года в телепрограмме «Молодёжный вечер в Останкино». Песню исполнил друг Игоря Николаева Дмитрий Полетаев. Но к всеобщему изумлению, песня в то время не сыскала успеха. Она прошла совершенно незамеченной. Не бабахнула и всё! На ту беду или удачу, ещё Валерий Леонтьев взял песню в свой репертуар. Наложили качественную и мощную аранжировку. Но нет! И здесь мимо! Не зацепила слушателей. Казалось бы чего ещё надо?! Слова цепляющие-запоминающие, музыка как музыка – летняя, словно колокольчики звенят. И исполнители вполне на уровне профессионализма, но вот фигушки. Будто обречена на забытье. И студийной записи не было у песни до исполнения Игоря Скляра. Не записывали пластинки. Но почему и как Игорю Скляру, который скорее актёр, чем певец, удалось увенчать себя лаврами победы с «неудачливой» песенкой? Чудеса в решете! Однако, несмотря на бешеный успех продолжать певческую карьеру Игорь Скляр не отважился, ушёл в кино и театр с головой. Попсовая конфитюрница явно не для полёта его души. Верно, что он поставил тут свою точку.

Выходит, складывается мысль, – каждая песня находит только своего исполнителя. И похожих примеров масса. Существуют композиции, пребывающие где-то в закоулках эстрады, за сценой, но вдруг обретают вторую жизнь и более ослепительную. К примеру, «Город золотой» в исполнении одного небезызвестного (сейчас) иноагента просто взорвал мозги меломанам и не только меломанам. Фильм «Асса», да, и культовый титул его до сих пор непоколебим. Оказывается, раньше исполнителем этой эзотерической, отчасти религиозной композиции являлся Алексей Хвостенко, совместив музыку (Владимира Вавилова) и текст Анри Волохонского. Она была довольно известна в бардовской среде, как и все прочие песенки у костра. Дальше – больше. Елена Камбурова выхватила её у Хвостенко, отредактировав на свой вкус и цвет. В 1975 году «Город золотой» звучал в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал наш гуру-музыкант. К слову, первоначальное название песни – «Рай». Правда, потом в августе 2019 года, тот которого лучше не называть, вдруг признался, что песню он всё-таки впервые услышал в начале 1980-х годов в спектакле театральной студии Эрика Горошевского (1944–2009) в исполнении Леонида Тихомирова.  Прослеживается какая-то путаница, но да бог с ним.  Да, группа «Аквариум» с «Городом золотым» лихо приподнялась. Поговаривали, ходили слухи, будто бы, тот который нехороший человек, её в наглую спёр. Экспроприировал. Но повторюсь, слухи старые и анекдотичные в некотором роде.

Виктора Цоя песни лучше слушать только в исполнении Виктора Цоя. Владимира Высоцкого истинно звучат только голосом Владимира Высоцкого. Трибьют – ну, он где-то внизу, ближе к плинтусу, погребу, но разок послушать можно. Выходит, что бродит по миру огромная гора… бродит гора неизвестных, малоизвестных песен, которые вроде есть, а вроде и нет. Им по-настоящему и прибиться, пришвартоваться не к кому. Эх, мальчик хочет в Тамбов. Или почему у группы Eagles у нас стопроцентный хит – Hotel California, остальное какой-то кантри-мусор… для нашего брата? В Америке наоборот: группа за годы своего существования пять раз возглавляла американские поп-чарты синглов и четырежды – хит-парад альбомов. Но «Отель Калифорния» была более популярна за переделами штатов, но никак не в Америке. Нонсенс!

Песни и исполнители и как у вас всё запутано и мудрёно! Прямо фатум какой-то. Кому спеть и зачем, и как?

Автор: Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: