17 июля 2025 года уличное художественное пространство «Арт-квадрат» в Уфе стало эпицентром музыкального эксперимента. Первое башкирское музыкальное интернет-издательство «Афарин Рекордс» и Центр творческих инициатив «Арт Вектор» представили летний фестиваль «Taturas Summer Big Gig», посвященный гуру башкирской электроники Марату Татурасу (Марат Файзуллин).
Главной сенсацией вечера стал революционный формат: студийная работа музыканта и продюсера, вынесенная на сцену под открытое небо. Марат Татурас создавал композиции вживую на глазах у публики. Этот «мегамикс» студийного перформанса, готовых треков и живых коллабораций вызвал восторженную реакцию зрителей.
Весенний замысел Татураса — сыграть живой сет на улице родной Уфы — летом нашел идеальную площадку в «Арт-квадрате», месте, где, по словам музыканта, «каждый день как выходные, особенно летом». Первоначальные планы — от трехчасового «кручения ручек» с полным студийным сетапом до формата «радио Татурас» с комментариями – трансформировались в нечто большее. Осознав, что значительная часть материала может быть исполнена вживую, а нужные талантливые музыканты находятся в городе, Татурас задумал дерзкий «мегамикс»: синтез студийного перформанса, презентации готовых треков и живых импровизаций с приглашенными артистами. «Какой будет жанр и стиль? На этот вопрос мы постараемся ответить вместе», — пообещал он публике. Ответом стали три мощных, концептуально выстроенных акта, каждый из которых раскрывал новую грань электронной палитры музыканта.
Акт 1: Эмбиент* — Погружение в Звуковые ландшафты
Вечер начался с погружения. Акт «Эмбиент» стал медитативным вступлением, мастерски задающим тон под постепенно темнеющее небо. Татурас, как демиург звука, за пультом создавал атмосферные полотна в реальном времени. Это был многослойный, живой эмбиент: местами — холодный и космический электронный, местами — пронизанный этническими тембрами, а порой — возвышенно эпический, навевающий образы бескрайних степей или горных вершин.
«Живая звуковая лаборатория» Марата Татураса, развернутая прямо на сцене Арт-квадрата с частью студийного оборудования, вызвала живой интерес и восторг публики, а аплодисменты говорили сами за себя.
В этот электронный поток естественно вплелось живое звучание традиционного башкирского инструмента. Пронзительный курай и глубокое, вибрирующее звучание узляу в исполнении непревзойденного виртуоза, народного артиста РБ Артура Гайсарова стали ожившими голосами башкирской земли внутри космических и эпических электронных ландшафтов. Этот диалог электроники и аутентичной традиции придал акту невероятную глубину и искренность.
Звук, льющийся плотными волнами из профессиональной студийной системы в самом центре Уфы, создавал сюрреалистичный и завораживающий эффект. «Когда вы слушали эмбиент на большом звуке в центре города???» — этот риторический вопрос Татураса витал в воздухе, обретая новый смысл благодаря этому уникальному электронно-этническому синтезу.
Важнейшим элементом первого акта стало исполнение саундтреков авторства Марата Файзуллина: фрагменты из киноальманаха «Тонкой нитью» режиссера Софьи Горленко (особенно трогательно прозвучала тема, посвященная Башкирии) — музыка, где электроника служит тонким эмоциональным проводником кинематографических образов и работа из нового фильма «Goundaffa» («Гундаффа») известного марокканского режиссера и продюсера Хассана Бенджеллуна — яркий пример того, как башкирский продюсер и композитор создает универсальный музыкальный язык, понятный на разных континентах.
___________________________________________________________________________________________________
*Эмбиент — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра.
Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием.
Акт 2: Этника – Электронные караваны и Голоса мира
Второй акт, «Этника», резко сменил плоскость, превратив площадку в стартовую точку глобального музыкального путешествия. Татурас представил плоды своих творческих экспедиций. Зазвучали свежие наработки, вдохновленные Марокко, Турцией и Казанью. Электронная основа обогащалась аутентичными ритмами, мелодиями и сэмплами, создавая причудливый сплав.
Продолжение этнического путешествия взорвалось энергией, когда на сцену вышли участники лейбла «Aera Records» – группа «HAUA». Вместе с харизматичной вокалисткой Асией Сафиной и Артуром Гайсаровым прозвучали популярные треки группы. Это был мощный, драйвовый сплав: пульсирующие электронные биты, завораживающий голос Асии и абсолютно футуристичное, но органичное звучание древнего курая в руках Гайсарова.
Энергетика слушателей резко подскочила, появились первые танцующие.
Кульминацией акта стало появление Альбины Файзуллиной (Albiona Fa), прозванной «башкирской Бьорк». Ее лайв-выступление, вокал, балансирующий между шепотом и силой, и авангардная электронная аранжировка Татураса, стали идеальным завершением этой звуковой медитации, перенеся зрителей в мистический лес из ее знаменитого клипа «Мал».
Акт 3: Движение — Энергия танца и Всеобщий джем
Третий акт, «Движение», стал закономерной разрядкой накопившейся энергии. Марат Татурас сменил роль лабораторного звукоинженера на роль мастера танцевального пола. Его DJ-сет был составлен из собственных треков, завоевавших признание на престижных международных лейблах: «Cafe De Anatolia», «Ibiza IM», «Solaris Records». Звучал качественный, глубокий дип-хаус, но с фирменным почерком Татураса — в ритмическую основу были мастерски вплетены этномотивы России, Башкирии, Калмыкии. Знакомые мелодии «Карабай», «Тола, тола», «Семь девушек», пропущенные через электронный фильтр, узнавались и вызывали волну энтузиазма. Татурас активно вовлекал публику: «Ведется съемка, так что смелее подтягивайтесь к сцене поближе, чтобы попасть в кадр». Призыв был услышан — пространство перед сценой быстро превратилось в единое танцующее море улыбающихся людей под теплым вечерним небом Уфы.
Марат Татурас представил еще один свой продюсерский проект — группу «YURTA» («ЮРТА»), финалистов всероссийских проектов «Звук Евразии» и «Новый фолк». В этот вечер выступал молодой состав группы: Айгиза Иксанова (AIGIZA, вокал) и Арслан Умурзаков (курай). Звуки древних традиций Башкирии и тюркского мира органично сливались с современными электронными ритмами, создавая абсолютно новое, но узнаваемо родное звучание под аплодисменты и танцы завороженной публики. Группа «YURTA» («Афарин Рекордс») — флагманский этно-электронный проект лейбла — поразила иммерсивным сплавом традиций и современного звучания.
Апофеозом вечера стал финальный джем-сейшен. На сцену вышли практически все участники фестиваля. Под руководством Марата Татураса зазвучал уникальный сплав: эмбиентные подложки, этнические напевы Айгизы, виртуозные пассажи курая Артура, звучание башкирской думбыры Вани Иванова (участник первого состава группы «HAUA») и свирели (!) в исполнении солиста БГАТОиБ Ришата Рахимова. Это был живой символ единства многогранной башкирской электронной сцены, представленной проектами лейблов «Афарин Рекордс» («YURTA», Альбина Файзуллина) и «Aera Records» (Марат Татурас, «HAUA»).
«Taturas Summer Big Gig» стал не просто успешным фестивалем, а манифестом современной башкирской электронной музыки. Через призму своего уникального «мегамикса» форматов Марат Татурас (и стоящий за ним продюсер Марат Файзуллин) блестяще продемонстрировал всю ее невероятную многогранность и жизнеспособность.
Этот теплый июльский вечер в Арт-квадрате доказал, что башкирская электроника – это не узкое направление, а богатая, динамично развивающаяся экосистема, уверенно занимающая свое место на глобальной музыкальной карте благодаря видению таких архитекторов звука, как Марат Файзуллин и его проекты. Эксперимент удался на славу, оставив послевкусие вдохновения и уверенность в ярком будущем этого уникального музыкального явления.
Электронная башкирская музыка обрела свое место, свое время, своего слушателя.