Все новости
ГРАММОФОН
11 Августа , 17:00

Тихая пристань Георгия Свиридова

Разбудившая предрассветную тишину июньской ночи война нарушила мирную жизнь советских людей, вдруг разделив ее на до и после. Вся деятельность творцов культуры и искусства оказалась в плену этого беспокойного времени. Вскоре началась эвакуация. За окнами поездов мелькали незнакомые пейзажи, и стремительные дорожные версты все дальше и дальше уводили от родного дома. В неизвестность. Так на исходе лета 41-го двадцатишестилетний Георгий Свиридов оказался далеко от Ленинграда, в провинциальном Бирске.

Курсант Свиридов

1 августа он едва успел получить диплом об окончании консерватории, подписанный его знаменитым учителем Дмитрием Шостаковичем. Но служение Отечеству превыше всего, и с началом войны в Ленинграде создается Военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). И Свиридов, а также выпускники консерватории Г. Ержемский и В. Салманов становятся его курсантами.

В августе 41-го училище было эвакуировано в Бирск. В его среде оказалось немало музыкантов, которые создали симфонический оркестр. В клубе постоянно устраивались концерты, привлекавшие местных жителей. Когда в зале не хватало мест, открывали окна, что выходили на площадь города, где собиралось много народу. Одна из слушательниц вспоминает выступление музыкантов: «На открытие концертного сезона хотели попасть многие, зал был полон, а не попавшие стояли под окнами дома. И вот на сцену вышли курсанты училища, заняли всю сцену – такой большой был хор. Ударили литавры, и хор запел: “Вставай, страна огромная!” Встал весь зал и запел вместе с хором. Не стыдясь своих слез, плакали в зале, плакали за окнами. Пели и плакали. Так прошел весь концерт, со слезами и аплодисментами…» Тепло и благодарно встречали артистов люди, уже пережившие отступления советских воинов, смерть на дорогах войны и первые похоронки.

Курсант Свиридов в этом оркестре стоял с барабаном. Таким он запечатлен на снимке в журнале «Огонек». В комментарии к фотографии 41-го года читаем: «Город Бирск. Трое музыкантов музвзвода. На переднем плане высокий, худощавый, молодой человек в очках, в шинели почти до пят. В его руках большой полковой барабан. Лицо строгое, даже суровое… Георгий Свиридов». А в 2000 году к 85-летию композитора в бирской газете был опубликован материал об училище ВНОС, где и помещена фотокопия этого снимка.

 

Высота музыкальных идеалов

…Молодой Свиридов, прибывший в Бирск, уже имел за плечами достаточно солидный композиторский опыт как в вокально-симфонических, так и в инструментальных сочинениях. Но, к сожалению, рукописи некоторых из них утеряны. Это Первый концерт для фортепиано с оркестром (1936 г.), Первая симфония (1937 г.), Соната для фортепиано (1940 г.), а впоследствии и Соната для скрипки и фортепиано (1941 г.). В творчестве повторений не бывает, и в утраченных композициях автор уже никогда не вернет к жизни своих музыкальных героев. К счастью, в хаосе войны не пропали вокальные сочинения консерваторского периода, ставшие предвестниками будущей музыкальной славы Свиридова. Это циклы на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, песни на тексты Беранже, где уже чувствуется уверенная композиторская рука. А пушкинские романсы 1935 года сделали его имя известным и вошли в «золотой фонд» советской музыки.

В годы учебы Георгий Васильевич увлекается живописью, театром, поэзией. Тема поэта, его судьбы, предназначения становится в творчестве композитора источником вдохновения. Интеллектуальный художник, он всегда находился во власти музыки и слова. Неслучайно Свиридов питал особую склонность к вокально-симфонической и хоровой музыке, на которую она отвечала ему взаимностью.

Пройдут годы, и его искусство станет национальной гордостью, а музыкальный язык, переливающийся поэтическими многоцветиями, будет удивлять и восхищать весь мир. А пока что курсант Свиридов заканчивает свое пребывание в этом уральском городке, откуда по состоянию здоровья демобилизуется и уезжает в Новосибирск, где живет и работает до 1944 года.

Его композиторский путь – путь поистине драгоценной простоты и сердечности. В его сочинениях мы находим художественное воплощение благородных человеческих чувств и переживаний. Музыка Свиридова способна игрой красок пробуждать фантазию, вызывать высокие эмоции – то почти зримый пейзаж, то философская лирика, тонкая шутка или щемящая грусть… Трудно быть подлинным художником великой нации, с народными традициями и сложившейся культурой. Иногда может казаться, что все уже сказано и все творческие возможности и темы исчерпаны. Но вот появляется гениально одаренный подвижник, который может сказать новое слово…

На экранах кинотеатров появился художественный фильм по повести Пушкина «Метель» с музыкой Свиридова. Лирические иллюстрации, тонко отражающие образный мир пушкинских героев, сразу полюбились зрителю. А вскоре эти миниатюры, объединившись в инструментальную сюиту, стали украшением концертных программ исполнителей. Они зазвучали в быту и музыкальных школах, на больших и малых сценах, в телевизионном и радиоэфире. Не каждый слушатель может вспомнить фамилию автора, но каждому знакомы звуки нежного и трепетного «Вальса» или элегического «Романса» – классических хитов ХХ века. Это ли не высшая оценка мастерству их создателя!

Слушая эту музыку, можно «увидеть» и картины природы («Осень. Весна»), и бала на фоне романтического вальса, в полетных интонациях которого ощущаются трагические предчувствия. Популярный и часто исполняемый «Романс» внешне напоминает своей грустной красотой музыку пушкинской поры. Но плотность фактуры, оркестровость звучания и индивидуальность свиридовского почерка приближают его к развернутой симфонической поэме.

О прошлом память сохрани

…Давно отгремела война. Сменились поколения. За давностью лет поблекли странички событий, происходивших в Бирске. Но далекое эхо военной поры оживило воспоминания о кратком периоде жизни Георгия Свиридова на земле Башкортостана. И в 2005 году к 90-летию со дня рождения композитора на здании, где находился клуб Военного училища, была открыта мемориальная доска.

Автор:Ольга КУРГАНСКАЯ
Читайте нас: