Все новости
ГРАММОФОН
6 Июля , 14:20

Его песни поют и сегодня

Любимый уже не одним поколением россиян Политехнический музей в Москве славен не только уникальными экспонатами, но и тем, что здесь выступали Маяковский, Рождественский, Окуджава, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина… В биографии этого старейшего (в 2022 году будет 150 лет!) учреждения культуры особое место занимает и журналист, киноактер, сценарист, поэт, бард, один из основоположников жанра авторской песни Юрий Визбор.

Лет десять назад в Политехмузее прошел вечер из цикла «Биография», посвященный Юрию Визбору, создателю жанра песни-репортажа, одному из организаторов ежегодного фестиваля самодеятельной песни памяти В. Грушина на Волге.

Фамилия Визбор у Юрия – от отца, командира Красной армии, бывшего моряка, приехавшего из Литвы в революционную Россию. Родился Юрий 20 июня 1934 года, прожил всего 50 лет (умер в 1984 году). Взросление мальчишки, чье детство и отрочество пришлись на послевоенное время, состоялось в Москве.

Окончив Московский государственный пединститут, он учительствует за Полярным кругом, в Архангельской области. В молодости мечтал стать летчиком, ходил в аэроклуб, летал на ПО-2 и ЯК-18. Однако служить пришлось не в авиации. К концу срочной службы был радистом первого класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Публиковался в окружной газете, сочинял стихи и песни на армейские темы.

После увольнения из армии в запас старшим сержантом он выбрал журналистскую стезю. В 50-х сочинял песни на собственные стихи, исполнял их со сцены во многих городах страны. Автор более 320 песен и стихов.

С 1962 года в Москве Юрий Визбор принимает участие в создании радиостанции «Юность», работает в журнале «Кругозор». В это время он пишет песни, которые быстро завоевывают страну. В них, песнях, Визбор сумел изобразить не только улочки столицы и свои любимые горы, где, по его словам, оставил свое сердце, но и Великую Отечественную войну (он ее не видел, но она прошла через него судьбами его героев), и, конечно же, любовь…

«Ты у меня одна, словно в ночи луна, словно в году весна, словно в степи сосна. Нету другой такой ни за какой рекой. Нет за туманами, дальними странами…»

А его песню про «милую мою, солнышко лесное», наверное, знают все. А еще – «Наполним музыкой сердца!» и «Лыжи у печки стоят...», «То взлет, то посадка, то снег, то дожди» и «Да обойдут тебя лавины». Его «Домбайский вальс» – первая в мире песня, исполненная под гитару на космической орбите: в 1978 году космонавт Александр Иванченков спел песню Визбора во время сеанса связи с Землей.

В 1967 году Юрий Визбор дебютировал в художественном кино. Его актерские работы – это особая страница, он снимался в пятнадцати художественных фильмах. Он Алик в «Июльском дожде», профессор в «Красной палатке», главный инженер в «Белорусском вокзале»… И везде он необычайно обаятелен. А вот созданный его воображением Мартин Борман в телефильме «Семнадцать мгновений весны» нисколько не возвышает предлагаемый историей и режиссером образ злодея. Просто показывает его еще более хитрым, опасным и коварным.

Визбор был сценаристом и редактором творческого объединения документальных фильмов «Экран». По сценариям писателя, поэта и барда Визбора создано свыше 40 документальных фильмов, в том числе «Челюскинская эпопея» (1974 г.), «Доктор» (1976 г.), «На полюс» и «Мурманск-198» (1980 г.). Как драматург он работал в соавторстве с Марком Захаровым.

Вот таким «солнышком лесным» был и есть для многих ценителей литературного слова, любителей жанра авторской песни Юрий Иосифович Визбор.

Автор:Ильяс ГАЛЕЕВ
Читайте нас: