Как отмечали современники, личность композитора – яркая, эпатажная, вместе с тем – характеризуется поразительной дисциплинированностью… Для многих была непостижима его авторская результативность – он мог работать над несколькими произведениями одновременно. В итоге С.С. Прокофьев оставил огромное наследие в разных жанрах, большая часть которого бытует в мировой концертной практике.
Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки – в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений и, конечно, – в умении отразить в музыке менталитет нашего народа.
Открыли концерт два романса: «Кудесник» на слова Николая Агнивцева и «Нежность» на слова Анны Ахматовой (солистка – преподаватель кафедры вокального искусства УГИИ Эльвира Кашаева, партия фортепиано – студентка кафедры специального фортепиано УГИИ Мария Трубникова, класс камерного ансамбля профессора Ирины Михайловны Кривошей). Два разнохарактерных романса и звонкоголосое пение солистки сразу задали праздничный тон всему концерту.
Следующим номером прозвучал «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром», ор. 10. Когда автор писал его (а это было ровно 110 лет назад), он сам находился в возрасте студентов-оркестрантов, исполнявших его концерт в тот день. Наверное, именно поэтому этот концерт вот уже много лет вызывает во всём мире восторженные эмоции – он звучит очень молодо, амбициозно, с желанием ярко заявить о себе и с верой в светлое будущее! Написанный в одночастной форме, концерт включает в себя весь спектр образов, характерных для творчества композитора (солистка – студентка кафедры специального фортепиано УГИИ Светлана Ахметьянова, класс профессора Наили Галиевны Хамидуллиной).
Вслед за этим сочинениям мы услышали фрагменты из знаменитой кантаты «Александр Невский». История её создания очень любопытна – в начале 1938 года великий советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. Когда же фильм вышел на экраны, то колоссальный успех картины натолкнул композитора на мысль написать на материале музыки к фильму отдельное концертное сочинение в жанре кантаты из семи частей. На концерте прозвучали: первая часть «Русь под игом монгольским», – короткий симфонический Пролог, вводящий в суровую атмосферу средневековой эпохи и трагических событий этого времени. Шестая часть «Мертвое поле» – единственная в кантате сольная ария, являющаяся одним из самых пронзительных плачей по павшим воинам (солистка – заслуженная артистка РБ, солистка Башкирского государственного театра оперы и балета Любовь Буторина). Прослушав фрагменты кантаты, я была поражена яркостью образов, в голове мелькали кадры фильма – бескрайние равнины Руси и женщины, разыскивающие своих отцов, братьев и сыновей – воинов, павших в этой страшной битве...
В заключение концерта прозвучал «Концерт для скрипки с оркестром № 2», оp. 63. Это своего рода «космополитический концерт» – автор писал его части в разных странах – от Парижа до Мадрида, где он впервые и прозвучал в 1935 году (солист – студент кафедры струнных инструментов УГИИ Роман Исхаков, класс профессора Александра Абрамовича Шисмана).
Подытоживая впечатления от концерта, хочется сказать, что Молодежный симфонический оркестр Республики Башкортостан демонстрирует уверенное движение вперёд, хорошую активность и высокий музыкантский уровень в исполнении всё более серьёзных программ академической музыки.
Ближайшие концерты Молодежного симфонического оркестра РБ также вызывают большой интерес: в апреле нас ждут программы из произведений Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Милия Балакирева. Также планируется концерт вокальной музыки в сопровождения МСО РБ.
Ждём всех любителей искусства на наших концертах.
Добро пожаловать!