Все новости
ГРАММОФОН
1 Апреля 2021, 12:05

Музыкальный сказочник Марат Татурас

Когда слушаешь музыку, в которой понятия не имеешь – что происходит, то чувствуешь, что музыка универсальна. Инструменты, тон, голос чтицы, то, как играют музыканты, дополнительные всплески звуков и краски видео, то, как это скомпоновано/сведено в одну точку пространства-времени – можно было ощутить в пятницу, 26 марта, в малом зале уфимской филармонии на концерте композитора Марата Файзуллина (более известного в широких кругах как Татурас).

Как композитор за 15 лет работы Марат написал музыку и саундтреки более чем к 150 художественным, документальным и анимационным фильмам. Он является членом Союза кинематографистов России и членом Правления Союза кинематографистов Башкортостана, членом молодежной секции Союза композиторов России, членом Экспертного совета Евразийской творческой Гильдии (Лондон), лауреатом премии им. А.Г. Небольсина.
В этот раз мы слушали музыку из фильмов московского режиссера Софьи Горленко «Атлантида Русского Севера» и «Сказки о маме». В обоих фильмах Марат Файзуллин выступил не только как композитор, но и как продюсер. Музыка к фильму "Антлантида Русского севера" в 2016 году получила Приз "За лучшую музыку" на международном кинофестивале имени Саввы Морозова.
Потом музыка стала проситься на волю в концертные залы, и так возник замысел исполнять ее вживую с музыкантами. И вот уже несколько раз те, кому повезло, могли послушать эти произведения в последние годы.
  1. На премьере в кинотеатре Октябрь (Москва). 2018.
  2. С оркестром Frisson в ГКЗ (2 концерта). 2018.
  3. С оркестром Frisson в Лайфстайл центре Башкирия. 2019.
  4. С оркестром Frisson на этно-фестивале Табын (Зелим).
  5. С оркестром Frisson в екатеринбуржском центре современной драматургии. 2019.
  6. На данном мартовском концерте звучал ансамбль из разных музыкантов и инструментов, и все они были превосходны: Диляра Крайнова (флейта), Регина Абдрахманова (скрипка), Дарья Верестникова (альт), Никита Иванов (виолончель), Полина Ганина (фортепиано), Альберт Габбасов (перкуссия), Дария Гранат (художественное слово, вокал). Как музыкант Татурас на концерте делает свою работу – играет на инструментах: курай, гусли, калюка, язычковый металлофон и, конечно, электроника. Он приходит в музыку, чтобы быть собой.


    Марат использует все профессиональные навыки и современные возможности для создания своей музыки: «Я нашел этот проект на Планета.ру в краудфандинге. Очень откликнулся внутри. Написал режиссеру на стадии съемок. Она заинтересовалась. Так и начали работу. Музыку создавали более года. Очень детально и тонко искали нужное звучание для фильма. В записи музыки приняли участие мэтры русской музыки – Сергей Старостин и Татьяна Калмыкова».
    О фильмах не скажу больше, я их не видела, но для интересующихся добавлю: рейтинг фильма «Сказки о маме» на кинопоиске 7.6, «Атлантида Русского севера», рейтинг 8.3 – высокий показатель, не каждый легендарный голливудский фильм имеет такой рейтинг. Можно найти и посмотреть. «Сказки о маме» – это живописное путешествие по Архангельской области, территории двух озер, Лекшмозера и Кенозера, в поисках утраченных культурных сокровищ России. Некогда эту местность населяли русалки, водяные, знатки, лешие и прочие сказочные существа, от которых сегодня остались лишь мифы да предания. Собственно, как и от коренной русской культуры. Все течет, все меняется, а вместе с тем теряется и забывается. Хотя все мы знаем, что без прошлого нет будущего. Режиссёр фильма Софья Горленко сказала, что слово «мама» в данном контексте является аллегорией родной земли.
    Рассказчиком и героем фильма «Атлантида Русского севера» стал житель Лекшмозера Василий Попов. По сюжету он отправляется к месту, где раньше находился его родовой дом. По пути он встречает знаток, русалок и лешачих, погружается ногами во влажный мох, общается с местными жителями, заглядывает в заброшенные дома, вспоминает историю, сказки и сказания этих земель… Авторы назвали картину документальной сказкой.


    Некоторые из этих "сказок" мы услышали во время концерта в исполнении Дарии Гранат.
    И я наслаждалась этим филармоническим «путешествием по реке» полтора часа.
    Музыка – это инструмент для получения энергетики. Исполнение, презентация, преподнесение – это то, что позволяет людям легко или трудно принять или забраковать музыкальное произведение.
    Скажу, что есть четкий маркер качества музыки – дети, когда их внимание не рассеивается, если их увлекает. Дети были очарованы – не шумели, не ныли, не теребили родителей. Они полностью были захвачены потоком музыки. После концерта, с позволения Марата, детишки с восторгом прикасались к гуслям, щипали их за струны. А уж привлекала внимание загадочная зеленая «трубка», которой создавались звуки льющейся воды.
    Музыка сама по себе то, что манит людей, заставляет их чувствовать.
    Я люблю слушать разную музыку, придумано столько слов и названий жанров. Но лучшее это не обязательно самое модное направление и то, что звучит из каждого утюга. Лучшее – это то, что имеет великолепную энергетику. Одна из обратных связей музыки – это приносить для тебя то, что важно, обнажать проблему, тонизировать или омывать спокойствием. Иногда мы думаем, зачем мы потратили время на то или это – а тут на концерте и после нет такой мысли. Это потому что музыканты с композитором создали такую идеальную атмосферу, плюс свою роль сыграли цветные сполохи видеоряда. Видеоряд транслировался на орган, картинка то возникала в мозгу, собираясь из сполохов цвета на сцене и всем пространстве, то рассеивалась – но это помогало очень следить за музыкальным настроением, цвета менялись, инструментальные ходы менялись в унисон с движеньем ярких пятен. Это те вещи, которые заставляют людей чувствовать себя хорошо. Это те вещи, которые мы должны транслировать, чтобы люди хотели оказаться в тех местах и временах года, в этом путешествии по воде и полю, по малым городам и деревням. Чтоб прочувствовали и вспомнили что это красота, когда там окажутся в подобных местах.
    «Одни люди просто мокнут,
    А другие чувствуют дождь...
    И тоже мокнут...
    Каждый вечер напоен
    Мелодией скользких отражений…»



    Вот нам становится так нужно осознанно жить и осознанно чувствовать, чтобы быть счастливыми, а не просто мокрыми. Видеть красоту прогулки на природе, а не усталость от хождения пешком, хотя усталость, она никуда не денется, но вкупе с наслаждением природой человек получает моральное удовлетворение от прожитого дня и часа, а то и жизни. Просто быть внимающими атмосфере старых деревянных домов, котиков на завалинках, резных наличников старинных и стареньких дедков и бабулек. Притормози время до скольжения деревянной лодки с весельными мерными взмахами и скрипом уключин. Там я так всё знаю, помню, как лила воду на уключины, чтоб не скрипели. Помню саднящее чувство первых мозолей от весел, когда долго за них не садишься. Там я всё понимаю, где каждый закат радость, и каждый поход в лес – благо. Время, где каждый сосед помнит тебя несмышлёнышем, и всегда рад остановить тебя и перекинуться парой слов, и ты находишь эту пару минут среди архиважных дел – напоить теленка, сбегать в магазин, пойти купаться. Такое кольцо времени, где будут рады мне, где буду рада я, – эти «Музыкальные сказки» переносят туда.
    Приподнятое настроение – это не всегда мажор, кач, драйв. Не обязательно носиться на диких скоростях, можно быть поднимающимся в гору, можно быть следящим за поднимающимся над водой утренним туманом и пребывать от этого в радостной нирване.


    Вот такую приподнятую атмосферу – давно ли вы получали от музыки? Без накачки адреналином, без бешеного ритма. Без догнать и перегнать. Просто достаточно быть там, где ты нужен себе и созерцать то, где тебя не отталкивает ничто. Не оценивать, просто быть. Такое благостное единение, просто добраться до того спокойствия и быть в определенном состоянии. Интересная вещь в характере русских людей – им нравится быть в ностальгическом настроении, вспоминая о чём-то. Но эта музыка не о том, что ушло, а о том, что всё это здесь, просто увидь и услышь это в каждом дне, который проживаешь, в каждом закате и каждой реке, в каждой тропинке и в каждом цветке, в осеннем листопаде и резном узоре балясин и оград.
    То есть, музыка Марата Файзуллина (Татураса) соединяет человека, загнанного в современные чуждые ритмы, с природой и естественностью непринужденного хода вещей, когда никуда не опаздываешь, и никуда не торопишься, не несёшь бесконечный груз «должен и обязан» успеть сделать. А просто живешь – здесь и сейчас, осознанное прочитывание и прочувствование – вот до чего замедляют тебя эти звуки. И это хорошо, современная музыка не должна быть ностальгией, способом переноса туда, во времена которых нет. Она должна показать нам то, что есть другой слой существования в нас, неспешное бытие полутора часов концерта или неспешное бытие прогулки после концерта пешком до дома:
    «И луна слишком яркая
    В гуашево-синем небе.
    Так прекрасно дожить
    До весеннего равноденствия.
    Мир приносит времени изменчивость,
    Великолепие капели и солнца
    – каждый день как "кончерто гроссо".
    Каждый вечер напоен
    Мелодией скользких отражений,
    Всё растаявшее подмерзнет
    и хрустит, и блестит.
    Хорошо в это время
    Ожидать просветления…»
    Кольцо времени – волшебные «Музыкальные сказки» – вечность радости всего сущего: и было, и будет и есть – земля, и реки, и человечные человеки.
    Читайте нас в