Земфира в творчестве последних лет настолько изолирована, ей даже непросто выйти к людям. Она несколько лет уже работает с приглашенными английскими музыкантами-сессионщиками, и даже с ними толком не общается. Как уж тут почувствовать свой народ и выпустить накопившийся невроз. Артистка проживает идеальную жизнь в клетке из славы, она идеально застыла, потому что просто жить запрещено. А идеальное – это отмороженное совершенство для толпы – выпивает столько энергии из творческого человека, что внутри остаются только боль и тоска. В общем, глядя на нее сейчас, поневоле вспомнишь строки Н. Гумилёва: «Изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства».
«Джозеф» тоже ужаснул меня весной отсутствием в этой песне личности самой Земфиры. Она делает заказ, который никто не заказывал. Хотя, наверное, фанаты всегда ждут нового альбома или хотя бы сингла. От движения артиста во времени по дороге искусства поклонники сначала ждут наращивания навыков и мастерства, потом ощущения себя причастным к таинству какого-то откровения. В этих последних песнях многих ждал облом по сим двум пунктам – монотонное повторение «Абьюз, абьюз, абьюз…» напомнило «Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты», причем тоскливый бубнеж «Абьюза» эмоционально проигрывает пугачевской песенке с ее светлой лирикой пасторальной баллады.
Задумалась, а может рок перестал быть современным высказыванием? Сколько старичков ездит по миру и по России с хитами своей лихой юности, и ничего – кассу собирают. И Носков, и Маршал, и Кипелов отдельно, и «Ария» отдельно. Но что-то не дает Земфире поступить подобным образом. Да, ей катать ее эмоционального «пьяного мачо» на прокорм хватит. Но, нет, пишет новые песни, хоть как-то сквозь сжатые зубы, типо, нате и отвяжитесь.
Хотя, вот о чем обе песни? Но есть много людей, которые просто настолько срослись с ней как с кумиром поколения и для них она «священная корова», и обсуждению не подлежит.
Зато после них, земфировских «Абьюза» и «Джозефа», легко переслушивается Арбенина.
У Дианы Арбениной в прошлом году песня «Инстаграм» была тоже вялая, казалось, никакая. После DEAN «Instagram» – великолепной песни корейского инди-певца – совсем она не зашла, та и мелодически богаче, и по смыслу корейская лирика оказалась глубже. Сходила, пересмотрела клип, обнаружила, что он имеет уже заслуженные 44 миллиона просмотров. Слушайте, один раз посмотрите обязательно с переводом, лирика там тоже заслуживает внимания.
Немного комментариев фанатов:
_______________________________________
Он говорит, что чувствует, что он «погружается в квадратный океан» в лирике. Чувство утопления в океане – это символический способ выражения депрессии. Эта лирика связана с монологовой частью, где звук звучит так, будто он под водой. Он также использовал «квадрат», потому что фотографии Instagram являются квадратными. Это подчеркивает, что он чувствует себя все более одиноким, когда он просматривает Instagram.
Подумал, что это настолько мелко, чтобы использовать instagram как метафору, чтобы выразить одиночество. Но когда зрители пришли вместе с песней, я сразу понял, как схожие люди обрабатывают депрессию и изоляцию в своих головах. Я получил озноб. Надеюсь, вы поправитесь и найдете новых людей, которые могут удовлетворить ваши потребности – что бы это ни было. Но, в конце концов, это не так уж плохо – ведь каждый художник настолько уникален, что это дефицит и ваша реакция на них. Так что спасибо за это произведение искусства, я больше не чувствую, что я один. «Трава в зеленой среде – это социальные сети. Всегда». (Видимо, аналог "за соседским забором трава зеленее". – примеч. Галарины) Легко стать несчастным после просмотра новостей Instagram и увидев «идеальную» жизнь, которую другие живут. Спасибо Дину за такую уместную и честную песню.
_______________________________________
Одиночество в море Инстаграма. Чувство, изливаемое певцом, нахлынуло и погрузило в глубину эмоций даже без перевода. Но потом мелькнул Робинзон Крузо в тексте песни, и я заинтересовалась смыслом. Как и многие люди до меня, которые оставили высказывания в сети. Да, это не миллиард просмотров Псая. Но это и другой жанр – для мыслей, не для ног.
Диане в прошлом году, к сожалению, так заинтересовать меня не удалось.
Зато в этом году у Арбениной такая «Невыносимая лёгкость бытия» – альбом летний вышел неплохой – весь прослушала и «Секунду назад» столько раз прокрутила, уж наизусть знаю:
Пустое шоссе, пять минут до вокзала
Секунду назад было столько впервые
Мы страны делили с тобой поровну вместе
Но в них без тебя неинтересно»
В общем, в новом альбоме Диана упоминает искушения, которым каждый хотел бы поддаться, она осознает и проговаривает бессознательное многих взрослых людей. Теперь я перешла к заучиванию «Умею летать без тебя». Как чуткий художник она отражает свои идеи, но одновременно и то, чем полна атмосфера вокруг. Кстати, ее сопричастность отражает и то, что стрит-видео того же «Инстаграма» собрало 2,2 миллиона просмотров против 1,4 миллионов просмотров официального клипа. Интересный фактик. Проблема сравнения знаменитостей с суперменами в том, что это явление лишает их человеческих качеств в глазах простых людей. И супернавороченные клипы и бренды тоже работают на разрыв. А простое уличное видео как бы погружает зрителя в жизнь артиста без декораций. Для поклонников русский рок на современном этапе перестал быть явлением массовой культуры, он стал не стадным заплывом леммингов, а продуманным выбором отдельных личностей, таким же, как инди-рок в Южной Корее.
Писатель Герман Садуллаев вон вообще выбросил рок и литературу на свалку истории, только кино и рэп, но как поет Борис Гребенщиков
«Даже хоры ангелов в этом краю
Звучат совсем не так, как в раю;
То ли нужно менять слуховой аппарат
– То ли менять окрестность.
И я прошу – что было сил;
Я прошу, как никогда не просил,
Прошу – заварите мне девятисил».
И вот таким девясилом для людей, для вынесения «невыносимой легкости бытия» стали слова и голоса рокеров, которые замечают время, но не меняют убеждения, художественные и духовные ценности на сиюминутные потребности, ибо «если не выражать свои мысли, то в жизни нет никакого веселья» (из моей новой пьесы для чтения, потому что по законам новой драмы пьеса без трупа не войдет ни в один шорт-лист). А русский рок сам себе мир для слушателей, как сам себе мир джаз и симфоническая музыка. Пора уже именно так к нему относиться. Мы же не требуем, чтобы саксофонист Киреев переплюнул Фейса по популярности. Но и не говорим, что джаз умер, он просто является отдельной областью бытия. Так и рок не нужно сравнивать ни с попсой, ни с рэпом. Он самостоятельный жанр, мы не можем изменить окрестность, эпоху, страну, мы хотим их понять. Главное, что искренние рок-исполнители дают нам понимание себя в этом мире. И оно служит девясилом для многих душ и сердец. Так и хочется еще раз процитировать БГ:
«В детстве мне снился один и тот-же сон:
Что я иду весел, небрит, пьян и влюблен,
И пою песни, распространяя вокруг себя
Теперь друзья говорят, что эти песни не нужны,
Что они далеки от чаяний нашей страны;
Мне не понять эту радость.
Вы – несостоявшиеся мессии и
Население всей соборной России
– Воздержитесь от торговли