Все новости

Летние каникулы. К Году семьи

В выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М. Нестерова - пятая выставка 65 произведений творческих семей в рамках проекта «Летние каникулы»

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова проходит пятая выставка проекта «Летние каникулы» (первые четыре выставки состоялись в 2019, 2020, 2022, 2023 годах). Посвящённая Году семьи, она представляет 65 произведений творческих семей. Это – живопись Сергея Игнатенко и научные издания (альбомы-каталоги) его жены – искусствоведа Светланы Игнатенко; живопись и графика мужа и жены Бориса Самосюка и Ольги Самосюк; живопись Филарета Шагабутдинова и гобелены его жены – Людмилы Шагабутдиновой; графика Салавата Гилязетдинова и графика, текстиль, горячая эмаль и арт-объекты его детей: Гульназ Иксановой (Гилязетдиновой) и Азамата Гилязетдинова.

 

«Сергей Игнатенко – один из ярких и последовательных представителей концептуального направления в современном изобразительном искусстве Башкортостана. В основе его творческой концепции – философское осмысление действительности, истории, культурологического наследия человечества; главные темы – борьба добра со злом, противопоставление красивого и безобразного, возвращение современного человека к вере, к духовности…» – искусствовед Светлана Игнатенко.

В групповом портрете сестёр милосердий (императрицы Александры Фёдоровны с дочерьми – великими княжнами Татьяной и Ольгой), созданном художником в 2006 году, лица персонажей спокойны и сосредоточены, но в их взглядах необъяснимая тревога, в то же время их позы строги и величественны, полны высокого достоинства.

Знание истории и известных памятников художественной культуры прошлых столетий, позволили Игнатенко создать серию «Фрагменты», представив образы людей другой эпохи с позиции современного живописца («Фрагмент» 2000, «Юноша с книгой» 2017).

Привлекают внимание его городские и деревенские пейзажи, с их пластически чётко построенной оригинальной композицией, яркой, контрастной цветовой палитрой, но с загадочным сюжетом («Окраина» 2015, «Пейзаж с красной лодкой» 2017). Мажорным пятном выступает в экспозиции полотно «Пейзаж с мечетью» (1999), с хаотично-строгим рисунком, нежными лазурно-голубыми и белыми переливами, заряжая произведение особой теплотой и положительной энергетикой. Введение же в свои сюжеты персонажей животных с грустными человеческими глазами, наделённых своеобразными чертами, ещё более усиливает психологическую трактовку пейзажа («Жёлтый вечер» 2006).

Довольно необычен и интересен в представлении Сергея Игнатенко жанр натюрморт. Так называемый «бутылочный период» изобилует созданием импровизированных абстрактных композиций с бутылями разных по форме, размеру, цвету, играющих в пространстве не последнюю роль. Их чёрно-белые, серо-коричневые обтекаемые силуэты, ярким пламенем вспыхивающие блики, превращают неживой мир в симфоническую музыку цвета, аккордно звуча в унисон, передавая различные оттенки настроения («Натюрморт», «Натюрморт с апельсином» – 1997).

 

Творчество Бориса Самосюка яркое и многогранное, художник постоянно экспериментирует. Главные темы его живописных работ, представленных в экспозиции – это история мировой культуры и религии мира, над которыми автор работает с 1970-х годов.

Интересна авторская интерпретация сюжета «Юдифь» (1994), левой части триптиха «Чаша Пигмалиона». Героиня сидит спиной к зрителю, внизу, у её ног возлежит отрубленная голова Олоферна. Её красивое одеяние, словно мозаичное полотно, сотканное из разноцветных лоскутков. Колорит картины яркий, напряжённый, резко контрастирующий с нежно-жемчужным телом Юдифи.

Сюжеты полотен левой и правой части триптиха «Сны о Пенджикенте» (2003) уводят зрителя в атмосферу раннего средневековья, к его восточноиранским легендам, окутанным тайной. Своеобразна трактовка хрупкого и изящного образа знаменитой согдийской «Арфистки» из хорошо известного фрагмента фресковой росписи одного из пенджикентских домов. Автор представил свой персонаж в ритме восточного танца со змеёй. Расплывчатые силуэты и яркие, энергичные краски мастерски имитируют древнюю монументальную живопись.

Строгая, уравновешенная композиция холста «Моление о солнце» (2003), её сдержанный, лаконичный колорит, построенный на гармоничном сочетании розового и зелёного, золотисто-жёлтого и красного, голубого и фиолетового имитирует лучшие классические образцы древнерусской иконописи.

«Лунная птица» (2004) в представлении Бориса Самосюка, – это, скорее всего, птица в славянской мифологии по имени Стратим, имеющая человеческое лицо, живущая на море, ставшая прародительницей всех птиц.

 

Творческий интерес к мифам народов мира и культурным цивилизациям продемонстрирован в печатной графике (наборный цветной офорт), цветной монотипии и акварели Ольги Самосюк.

С ювелирным мастерством автор создаёт мир мифических животных и существ в офортных листах «Единорог» (2002 – 2004), «Дети Земли и недр» (2006) и «Хранители лесов» (2005) из серии «Мифологический бестиарий».

Высокой графической культурой отличаются её листы из серии «Гости» (1997), выполненные в технике цветная монотипия. Концентрированность композиции, мягкие тональные переходы, размытость и свободное движение мазка придают плавность в очертании форм.

В традициях настенной монументальной живописи решены акварельные листы «Святой Никола» и «Ангелы» – (2018) из серии «Фрески». Под сводами древнерусского храма, в окружении небесных сил – Ангелов и Архангелов расположились канонические образы Святых – Николы, Георгия Победоносца, Великой княгини Ольги, монахов и апостолов. Благодаря тонкой акварельной технике, подобранные цвета очень деликатны и изысканы. Колористическое сочетание золотисто-жёлтого, оранжево-розового и серо-синего придаёт сюжету благородство и историзм.

 

Гармонично вписались в модульное пространство произведения Филарета и Людмилы Шагабутдиновых. Во всей своей красоте и первозданности, в ярких красках лета, художники представили сельскую жизнь. Богатая фантазия и творческое воображение Филарета Шагабутдинова позволяет выйти за рамки существующей действительности. В его придуманном мире всё подчинено законам жизни: целая улица с деревенскими домиками превращается в водопад разноцветных камней, спускающихся с крыши вниз к берегу синей реки. Белые плотные облака на светлом голубом небе перекликаются с белизной огромного дома с белоснежными наличниками. Сельчане заняты обычными домашними делами, а вокруг, в каждое время года меняется природа: осенью и зимой увядает, весной и летом благоухает. Декоративная, нарядная живопись будто вместила в себя все сочные краски Земли: охра, изумруд, коралл, бирюза («Тождество» 2000, «Полдень» 2007, «Река Времени» 2008, «Сентябрь извержение», «Октябрь. Увядание.» 1997 – из серии «Времена года», «Подсолнухи» 1998).

 

Тканые гобелены Людмилы Шагабутдиновой своей пластической выразительностью и ярким, контрастным колоритом повторяют энергетику живописных полотен Филарета Шагабутдинова. Они удачно уживаются между собой, не только дополняя друг друга, но и внося авторское мировосприятие в задуманные сюжеты («Праздничный город» 2010, «Новогоднее настроение», «Курай» – 2013, «Движение во времени» 2019, «Калейдоскоп красного» 2021).

Завершающий выставочный модуль представляет творчество семьи Гилязетдиновых. Старший из них, известный график, каллиграф Салават Гилязетдинов представлен произведениями, выполненными в различных графических техниках. Так, тонкие, выверенные карандашные рисунки 2003 – 2006 годов из цикла «Семь лун Акмуллы» («Молитва», «Дорога», «Ах, Акмулла, Акмулла»), с тщательно отработанными светотеневыми переходами, повествуют зрителю о жизни известного башкирского поэта, философа и просветителя Мифтахетдина Акмуллы.

«Я привязан к своей земле, – признаётся художник, – … любой уголок, который я проживаю сердцем, отражается в творчестве». Об этом повествуют графические композиции 2003 года «Икаретдин», «Посвящение бабушке Рабиге», «Сон», ставшие ностальгическими воспоминаниями о деревенском детстве, о родных и близких.

Другой графический интерес, к которому пришёл художник в 2008 году, это бумага ручного литья, с использованием конгревного тиснения. В этой технике выполнены циклы, главной темой которых стала степь и история кочевников: «Великая степь» («Под белой луной», «Шёлковый путь» – 2007) и «Степь» («Ашина», «Дорога», «Небесные кони» – 2008). Во время работы художник погружается в древние времена: слышит «шум ветра, ржание лошадей, запах полыни и ковыля…». «Когда я рисую степь, – говорит автор, – внутри меня звучит горловое пение, и я начинаю чувствовать каждую линию, каждый образ, каждое движение и взгляд раскосых глаз…».

«…Я делаю тонкое клише, оттискиваю его, подкатываю валиком, за счёт чего бумажная масса впитывает все нюансы и рельефы. Бумага толщиной где-то три миллиметра засыхает, я её тихонько отдираю, а потом начинаю красить и клеить полотно…», – так художник, будучи педагогом, делился секретами технологического процесса со своими учениками Детских художественных школ № 1 им. А. Кузнецова и Детской художественной школы № 2 г. города Уфы.

В своих причудливых работах в этой технике, для достижения рельефности, автор использует различные материалы: пластилин, строительные сетки, молотки, дверные ручки, следы протекторов, фрагменты обуви и прочее. Как говорит сам мастер: «Выбор материала диктует художественный замысел…».

 

Здесь же представлено творчество молодых художников, сестры и брата, Гульназ и Азамата Гилязетдиновых, выросших в творческой атмосфере своего знаменитого отца – Салавата Гилязетдинова. Оба художника – выпускники Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, факультета монументально-декоративного искусства.

В строгих вертикальных композициях Гульназ Иксановой (Гилязетдиновой) заложена космическая философия сотворения Мира. В триптихах «Путь» (2008) и «Послание веков» (2017) мастерски совмещая техники интарсия, бумажное ткачество и линогравюру, автор умело сочетает растительные и геометрические символы. Тема деревенского быта своеобразно отражена художником в лирических акварельных листах 2015 года «Гуси улетели» и «Дорожки к небу».

Панно, выполненные в технике горячая эмаль, представляют житейскую сценку, подмеченную внимательным взглядом художника, и лирические образы обворожительных восточных красавиц с задумчивыми глазами («Старинные подруги», «Песня синего соловья» – 2016). Её эмали уравновешенны в композиции, благородны, спокойны и сдержанны по колориту, где удачно используется сочетание серого и синего, коричневого и белого.

Для убедительного воплощения своего замысла в арт-объектах «Закат», «День и ночь», «Пришельцы», «Зимник» из серии «Уральская неоархаика» 2020 – 2021 годов Гульназ использует природные материалы: щебень, смальту, дерево.

Авторскую технику в эмальерном искусстве представляет Азамат Гилязетдинов. Его панно «Цветение папоротника», «Всадник», «Лунная дорога» – (2019), «Райский сад» (2020), «Белый архар» и «Буга (бык)» – (2020) обращены к тюркской культуре. Их рисунок пластичен и выразителен, яркая, сочная палитра сдержанна и гармонична.

 

Выставка будет работать до 28 июля.

Авторы:Ольга ПОЛЕНОКФото автора
Читайте нас: