Узнав, что на театральном фестивале покажет спектакль Акмолинский областной русский драматический театр из Казахстана (г. Кокшетау), сразу же включила его в расписание. Режиссер Тимур Кулов поставил драму-вестерн по рассказу советского казахского писателя и драматурга Мухтара Ауэзова.
«Лютый» – это история о том, как мальчик Курмаш приручил волчонка, полюбил его и пытался воспитать как собаку. Надо ли говорить, что волк не может стать собакой, так же как и чабан не может дружить с диким зверем. Природа постепенно берет свое: Коксерек (Серый Лютый) вырастает матерым волчищем и покидает мальчика, чтобы обзавестись стаей и наводить ужас на жителей аула.
Уже с первой сцены зритель переносится в атмосферу трактира и жизни у Черного Холма: горят тусклые желтые лампочки, за дверями бушует страшная вьюга. Замерзшие постояльцы пьют из алюминиевых кружек, поочередно травят анекдоты и рассказывают о свирепом волке и его нападениях. Рассказ производит эффект: поначалу мы смотрим на ситуацию глазами Курмаша, а в следующий момент – глазами зверя. Сюжет сопровождается живой музыкой, актерская труппа поет нам историю волка. В действии – кахон, гитара, губная гармошка. Спектакль набирает и набирает обороты. Фотографировать актеров почти бессмысленно: они быстрее желания остановить момент.
В сценах несколько раз подчеркивается жадность Лютого, у которого «бездонное брюхо». Гротескно показано, как зверь «жрет»: миски опустошаются с чавканьем, с ревом и летят на пол опустошенные. Здесь играет все — ноги отстукивают ритм, миски звенят, на лицах такая смена переживаний, что ждешь неизбежной трагедии.
За полтора часа погружаешься в этот тщательно созданный мир и задумываешься о милосердии, предательстве, одержимости, возмездии и уроках, которые усваиваешь из добрых традиций тюркской литературы. Принести в дом волка — всегда к беде.
Психологический реализм Ауэзова в воплощении Акмолинского русдрама восхищает. Ведь и мы, как и мальчик Курмаш, поначалу сочувствуем волчонку, которого вытащили из родной норы после облавы на волков. Но, понимая сущность Лютого, мы более всего сочувствуем во время спектакля самому Курмашу. Мальчик хочет делиться теплотой, его не пугают клыки зверя, он глух к предостережениям, ведь ничего не знает о разочаровании. О том, что невозможно очеловечить зверя.
С радостью узнала, что Акмолинский театр выиграл гран-при фестиваля «Колонсак», победил в номинации «Лучшая музыка к спектаклю», а актриса Елена Василевская, сыгравшая колоритную белую волчицу, отмечена номинацией за «Лучшую женскую роль». Поздравляю творческую труппу, браво!