Когда собиралась в Национальный молодежный театр Уфы на драму по повести Александра Куприна «Олеся», предвкушала сильный эстетический эффект. Постановку осуществила труппа Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», режиссер и хореограф – Сергей Захарин.
Представьте себе сцену, над которой висят толстые косы-канаты, а на протяжении всего спектакля беспрестанно стелется дым-туман, достигая первых рядов (художник-сценограф Лилия Хисматуллина). Актеры в мизансценах поддразнивают друг друга, устраивают легкие потасовки. Падают тяжелые доски и камни, раздается грохот, звон, стуки. Косы – это лес, через который пробирается Иван Тимофеевич (Александр Липовской). Они же – путы, заблуждения и веревки для висельников.
Дважды раздается гроза, предвещая несчастье. Дважды слышатся колокола: в одном случае – игривый звон маленьких колокольчиков и, ближе к развязке, церковные.
Пластические решения в актерской игре завораживают: актеры, исполнившие главные роли, перекатывались, не отрывались друг от друга в танце любви. Чувственные сцены сыграны очень красиво.
В спектакле театра «Глобус» я увидела современный подход к проблемам, которые ставит произведение Куприна. Акценты в постановке тщательно простроены, и зритель через сценографию, игру и музыкальное оформление (Людмила Платонова) имеет возможность не просто погрузиться в сюжетную канву, а задуматься о том, что стоит за сюжетом.
История любви, возникшей между Иваном и Олесей (Алина Юсупова), предвзятость и злость суеверных жителей деревеньки – отправной материал. Но очень живо, очень сильно на этом материале заявлена проблема травли. Люди боятся необъяснимого, и этот страх на все времена. Иван, который сравнивает впечатление от своей «трефовой дамы» с впечатлением от светских девушек, очень далек от понимания, почему его влечение пагубно для Олеси. Он задается не теми вопросами, он не способен по-настоящему защитить героинь. В версии новосибирского театра Олеся отказывается от Ивана не только потому, что собирается бежать после побоев камнями. Главным аргументом, почему она не выйдет замуж, становится то, что Мануйлиха (Наталья Тищенко) никогда не станет жить в городе, а внучка не оставит ее. Иван не может стать частью жизни колдуний, как и не может сделать их частью своей – еще одна проблема, которую творческая труппа мастерски показала зрителю – проблема разного мироустройства.
Игра Алины Юсуповой очень тронула, именно такой я всегда представляла колдунью Олесю – доверчивой, искренней, способной на смелый поступок, но верной себе.