Секреты альбома техника
Все новости
ТЕАТР
3 Октября , 10:40

Театральное "Лето"

Обзор на классный спектакль "Лето Господне" Марины Брусникиной, идущий в РАМТ 

Официальный сайт РАМТ
Фото: Официальный сайт РАМТ

...Режиссёр-постановщик Марина Брусникина, как кажется, угадала что-то очень важное в русской жизни и рассказала нам об этом.

Спектакль поставлен по знаменитой книге Ивана Шмелёва, уникальной хронике бытовой и духовной русской жизни конца позапрошлого века. У Шмелёва глазами ребенка мы видим круглогодичные радости и горести, праздники и тризны жителей Замоскворечья. («Лето Господне» - это не о времени года, это, собственно, аналог выражения «круглый год»; важно помнить полное название книги «Лето Гоподне. Праздники - Радости – Скорби».). Когда Шмелёв, покинувший Россию после Гражданской войны, писал книгу и тем более дописывал (автор работал над ней почти 20 лет!), он был уже очень немолод. Вспоминал, конечно, себя - ребенка, своих родных и близких, которых давно не было на свете. Может быть, эта ностальгические волна и породила самое русское, что написано в эмиграции первой волны (да и не только первой). Книга вернулась к нам в конце 80-х и, помню, поразила всех детальным, любовным описанием как принципов устройства, так и мелочей русского традиционного быта, вроде, например, пасхального стола.

Но дело не только и не столько в деталях. Не ими восхищался Иван Ильин, когда писал, что Шмелёв создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы».

Почему я так подробно об этом и говорю? Потому что поставить инсценировку по «Лету» так, чтобы это не было чистой этнографией, причитаниями о России, которую мы потеряли, или, например, агитацией за преимущество традиционных ценностей, крайне непросто. Брусникиной это, несомненно, удалось. Она сумела достичь на сцене диалектического единства хора (и песни там тоже поют, да) и солиста, индивидуума - собственно, того невидимого посторонним единства, на котором всегда стояла русская жизнь. На нём строится и книга Шмелёва, и удачный спектакль Брусникиной.

Спектакль длится почти 3 часа. Сцена густо заселена, но главный персонаж на ней – сам автор, Иван Шмелев. Собственно, их двое – взрослый писатель, комментирующий происходящее очень издалека (уверенная работа Александра Девятьярова), и маленький мальчик Ваня, который участвует в действии (Максимилиан Кутузов). Перед нами проходит действительно целый год в большом, небедном купеческом доме, где есть строгий, но любимый отец (запоминающаяся роль Евгения Редько), и огромное количество работников, слуг, приживал, тот самый хор, в котором, однако, хорошо различимы голоса-соло. Это прежде всего фактический воспитатель мальчика мудрый столяр Горкин (Алексей Блохин). А ещё - буйный, но преданный управляющий Василь Василич (Тарас Епифанцев). Или бесконечно добрая, взявшая на себя роль сиделки Анна (Анна Тараторкина)… Повторю, именно в органическом слиянии и одновременно разделении всей массы и отдельных персонажей – удача спектакля. Это же касается и оформления спектакля – есть в нем и общий лад, и отдельные яркие акценты (художник Нана Абдрашитова).

Зрителям то весело и смешно (Масленица, гадания). То таинственно и тревожно – а то и попросту очень грустно. Ведь спектакль кончается смертью отца, но и эта смерть вписана в бесконечную череду горя и радости – а значит, как верят православные, будет и новая встреча… Не случайно начинается действие в Чистый четверг – впереди, хотя и далеко не сразу, Великая Пасха!

Источник

Автор: Михаил Гундарин
Читайте нас: