Все новости
ТЕАТР
14 Июля 2023, 14:00

После дебатов «Солнечной линии»

Галарина
Фото:Галарина

Сходила в театр 9 июля 2023 года – в TheТеатр на постановку пьесы Ивана Вырыпаева «Солнечная линия».

Культпоход породил много мыслей.

Во-первых, сама пьеса ‑ чистая аллюзия на всю американскую драматургию XX века – все эти Теннесси, Пристли, Беккет, ЮджинОʼНил. Если кого не дописала, прошу извинить.

Во-вторых, относительно русских реалий – это гендерный перевертыш. Именно русские бабы радуются, что закроем ипотеку и заживем, а мужики истерят и выясняют что-то о понимании. Знаю, ибо обладаю соответствующим жизненным опытом. И у соседей сейчас такую «трагедь» наблюдаю. Когда мужчина «лишний человек», прям как в русской классике, но, конечно, в реальности это всё усугубляется алкоголем, чего русские классики не прописывали, думаю, просто оставляли за кадром, из врожденной стыдливости. Русский человек (по меткому выражению Лотмана), он наподобие карточного валета – низа нет, везде верх.

А вот у Ивана Вырыпаева – низ есть. Поэтому и нужна американизация, чтобы этот фрейдистский низ показать, и нужен гендерный перевертыш, ибо персонаж-женщина с американским именем, говорящая о Юнге и Хайдеггере – это отсылка к большой традиции, а если бы был персонаж-мужчина, говорящий заумно, да еще бы с русским именем, то получился бы Васисуалий Лоханкин. И «трагедь» была бы «комедью» изничтожена на корню. И ненормативная лексика не помогла бы. Одна из зрительниц заметила, что ей всё время чудился американский ритмичный рефрен «факинг» во время употребления артистами русской обсценной лексики. То есть даже не литераторы, а экономисты-программисты уловили подкладку из другой традиции.

Галарина
Фото:Галарина

Будут еще какие соображения – изложу. Писать умные вещи, которые сразу приходили в голову после спектакля затруднительно, ибо жара была +38.

Ах да, был прекрасный актерский дуэт. Главные роли играли: замечательный Артём Самигуллин – Вернер, и потрясающая Тамара Адамова – Барбара. Конечно, для меня Тамара Адамова всегда повод посмотреть любой спектакль, где она играет. А уж режиссер Алсу Галина, это, можно сказать, мой режиссер, точнее, наш режиссер – мои коллеги: Елена Луновская писала про спектакль по «Рыданиям» Кшиштофа Безё и Егор Окунев про читки «Я ненавижу своё лицо» .

Так что это был удачный выбор для подарка (билеты на спектакль нам подарили). Поскольку TheТеатр очень небольшой театр, то для такого камерного пространства всегда ценными оказываются лаконичные декорации-трансформеры. И тут были такие повороты двух углов и их косых срезов, что я диву давалась пространственному мышлению человека, создавшего сию декорацию. Потом в интернете выяснила – художником-постановщиком спектакля был Ильнур Слявчин. Он окончил Уфимское художественное училище в Уфе, а после отправился в Питер и получил высшее образование в СПбГАТИ.

Но это всё замечательные фигуры уфимского театрального небосклона.

Галарина
Фото:Галарина

Теперь перейду к автору пьесы, который фигура общероссийского, а может и мирового небосклона. Иван Вырыпаев – актер, режиссер, сценарист и драматург, работы которого теоретики искусства относят к направлению «новая драма». Обладатель премии Венецианского кинофестиваля. Наибольшую известность приобрел благодаря своим фильмам «Эйфория», «Кислород» и «Чистый свет». Автор более 20 пьес, каждая из которых нашла своего зрителя.

Критики пишут, что в его творчестве эстетика Квентина Тарантино соединяется с эстетикой Андрея Тарковского. Это, видимо, про кино. Есть фильм «Солнечная линия» (2021), где он автор сценария. И что там придумал режиссер Борис Хлебников, и тем более сыграла Юлия Пересильд, – я не в курсе.

«Общество спектакля – явление глобальное, как и наивная вера в то, что пиарщик важнее инженера, и что врага можно победить исключительно “медийкой” и телекартинкой. Эта вера, кстати, русским более простительна, нежели остальным, учитывая, что в 1991 году нас именно так и победили», – Валерий Дёмин.

И в пьесе всю ночь длится диалог мужа (условного инженера) и жены (безусловной пиарщицы). Да, понятно, что это пьеса о неумении построить коммуникацию. Я бы сказала, гротескный драматургический прием замкнутого места и времени выпукло показывает, как существуют рядом люди с непересекающимися понятийными рядами. И могу сказать тем, кто сталкивается с подобной проблемой в общении, – мало смотреть об этом, или читать о подобном популярную литературу. Для создания общего понятийного ряда работает только опыт совместного труда, или преодоления таких экстремальных условий, где времени на обсуждения нет. Универсальный рецепт «парня в горы зови, тяни» по Высоцкому.

В общем, люди-то живут и верят, как придумаем – так и будет. Отсюда многолетние дебаты героев «Солнечной линии». А придумывается всё время нарисованные очаг и котелок в каморке папы Карло, но похлебки в нем нет. Можно сколько угодно обсуждать правильность и неправильность нарисованного котелка, но так и остаться голодными.

Галарина
Фото:Галарина

Это очень трудная вещь – выход в чужую придуманную реальность, этим занимаются дипломированные клинические психологи. Но вот, замерзая в палатке-памирке в зимнем походе, при сильном снегопаде, понимаешь, что примус надо было брать. Причем это понимают все участники похода одновременно – и спортсмен, и поэтесса, и художник, и инженер. То есть у участников похода образуется общий понятийный ряд без лишних слов.

Так что пьеса Ивана Вырыпаева кроме того, что всколыхнула у меня начитанность и насмотренность в области американской драматургии, еще и пробудила мою собственную память обо всей прожитой жизни и разных инсайтах. 

Галарина
Галарина
Галарина
Галарина
Фото:Галарина

Возможно, прочтя мою статью, зрители «Солнечной линии» и сами смогут вспомнить, как и когда им удавалось прийти к общим понятийным рядам с другим человеком, и призадумаются, чтобы такого сделать уже сознательно, дабы не зависать в бесплодных разговорах до пяти утра подобно вырыпаевским персонажам, в этой бесконечной трагикомедии, когда жизнь так коротка. Даже притчу вспомню про слишком длинные ложки и рай там, где люди научились кормить друг друга.

А замечательному коллективу TheТеатр желаю аншлагов (некоторые из моих знакомых смогли попасть на этот спектакль только с третьего раза).

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: