Все новости
ТЕАТР
6 Октября 2022, 18:00

Берущая душу история…

Решив поставить на своей сцене спектакль «Девчата» по пьесе Бориса Бедного, Балтийский дом, конечно, сильно рисковал: старшее поколение прекрасно помнит одноименный фильм, бесподобный актерский состав и неподражаемую Надежду Румянцеву в роли задорной поварихи Тоси.

А младшее настолько поражается неприхотливому быту обитателей леспромхоза 60-х годов, что практически почитает его за экзотику – ни смартфонов тебе, ни даже плохоньких компьютеров. Но при этом так же поражают их и искренние, сердечные отношения персонажей, незатейливая, но такая милая, берущая за душу история – без накачанных братков, стрельбы и политических грязных игрищ – как глоток чистого воздуха, столь редкого в болоте современного кинематографа.

Однако: низкий поклон театру – мы увидели практически другую историю. Нет, с теми же персонажами, тем же сюжетом, но зрителям подарили все – все, что осталось за кадром ленты, конечно же, прошедшей строжайшую цензуру, дабы не допустить свободомыслия в головах строящего светлое будущее народа.

Виктория Зайцева – Тося и не старается переиграть свою знаменитую предшественницу, она и есть Тося: мелкая, шебутная, с торчащими в разные стороны косичками и с огромными глазами, в которых отражается весь мир, глазами наивными, смешливыми, глубоко опечаленными – разными, разными… Она умудряется одновременно быть в разных углах сцены и поучаствовать во всем, что на ней творится. Она – та самая искорка, от которой зажигаются все, кто рядом, и, конечно, кто как не она расшевелит такого великолепного, уверенного в своей неотразимости Ильи (а это, между прочим, невероятно харизматичный Егор Лесников и этим все сказано). И сначала Тося трогательно идет за простой наивной девчачьей мечтой о первой большой и чистой любви, но потом – в ней медленно и верно пробуждаются нежность, женственность, прелестное обаяние, при этом не заглушая свойственной ей ершистости.

Роман Дряблов любого своего героя умеет преподнести так ярко и выразительно, что даже второстепенный персонаж запоминается и уже любим и дорог. Вот и Филю – того самого обормота, по милости которого состоялось скандальное пари: Тосино сердце на шапку – уже ждешь с нетерпением (в фильме он как-то сделал свое нехорошее дело и пропал). А по пятам за Филей катится его музыкальная банда (куда ж Роману без музыки), немилосердно и забавно перевирая песни Булата Окуджавы: «Может быть, она тебя забыла, варит кушать, варит кушать».

В неоплатном долгу авторы фильма перед Анфисой: замечательная Светлана Дружинина практически просто сыграла назидательную альтернативную роль – красивая, но бездушная и лишь в конце расплакалась, осознав свое поражение. За Анфисой – Еленой Карповой – сложная, трагическая, трудная судьба. Как и почему эта красавица настолько утеряла веру в людей, надежду на любовь? И не без души она вовсе, просто боится ошибиться, поверить и обмануться, пропасть и потерять себя, открыться и разочароваться. Но даже обретенное счастье так безжалостно, беспощадно уходит из ее рук. Все для нее слишком поздно и это так жестоко…

Олежка Коробкин обладает тем самым талантом, который позволяет легко, без особых ухищрений гримера и костюмера перемещаться из одной эпохи в другую. Он же – юный порывистый, влюбленный барон Кристиан («Сирано де Бержерак») – и он же мерзковатый скользкий тип в «Женитьбе Белугина». Бледно мелькнул в киношных «Девчатах» «новый инженер Вадим Петрович». Театральный «инженер» Олег, кажется, прямо родился тогда – в прошлом веке. Такие как он – восторженно ринулись покорять тайгу, строить прекрасные города будущего, перегораживать реки, сажать леса. И – до слез, до боли именно ему суждено остаться с раздробленной почерневшей душой и измученным сердцем. Но ведь до самого конца так хотелось верить в счастливый для него финал…

А надо всеми этими судьбами, для нас, благодарных и любящих зрителей так пронзительно больно и так щемяще, так доверительно и для каждого проговорил-пропел в конце Булат Окуджава «Когда внезапно возникает еще неясный голос труб. Слова, как ястребы ночные срываются с горячих губ. Мелодия, как дождь случайный, гремит и бродит меж людьми Надежды маленький оркестрик под управлением любви»… То, во что только и остается верить – уставшим, отчаявшимся, потерянным нам…

Автор:Елена ШАРОВА
Читайте нас: