Все новости
ТЕАТР
3 Апреля 2021, 14:56

Чувствительный колбасник

"Заговор чувств" по Юрию Олеше - изящная постановка малооопределяемого жанра, работа главного режиссера МХТ Сергея Женовача.

В МХТ давно не было безусловно удачных премьер,и "Чайка" Коршуноваса, и "Месяц в деревне" Перегудова (я о них тут писал) вызывали вопросы. Как, собственно, и не очень удачный "Бег" самого Женовача. Плюс пандемия, ударившая по всем театрам. Заговорили о некоем кризисе, зреющем в МХТ. О том, что Женовач режиссер, конечно, хороший, но руководство не тянет... До интриг нам дела нет, а вот кризис творческий казался вполне реальным фактом.

Новая постановка не то, чтобы развеяла опасения, но на театре, бывает, одна удача спасает все дело. А это удача. Женовач смог сделать типичный "спектакль Женовача", мягкий, лиричный, обладающий огромным обаянием и театральной магией. Другое дело, что вещь смотрелась бы прекрасно и на сцене его родной СТИ - то есть, это не новый этап, но продолжение прежней линии. Ну так если все хорошо, зачем линию эту гнуть?
Теперь о пьесе. Олеша инсценировал свою "Зависть" в 1928 году, и сделал посыл более четким, а героев более определенными - прежде всего более отрицательными. Даже обидно за Кавалерова, который в романе все же поэт, а в пьесе превращен, натурально, в подонка. А Бабичев зато ух, капитан социалистической индустрии! Женовач это смягчил, заимствовав кое что у "Зависти", в итоге у него все хорошие. Даже и кончается всё не крахом и разоблачением, как в пьесе Олеши, но лирикой и всеобщим примирением. От этого пьеса потеряла в боевитости, малоактуальной сегодня, но приобрела в лиричности. Это такая костюмированная ретро-фантазия на тему 20-х годов.
Постоянный соавтор Женовача, художник-постановщик Александр Боровский, как всегда, решил пространство остроумно и со вкусом, и со стилизацией под эпоху. Тут и многочисленные лестницы-трапы, а-ля Татлин. Тут и цветовые решения в духе левой живописи. Часть действия происходит на авансцене, перед деревянной стеной, в которой открываются окошки на разном уровне (конструкция напоминает "Три сестры" в СТИ). Режиссер сумел создать актерский ансамбль. Пореченков-Бабичев играет с увлечением. В общем, это его бенефис - он и у Олеши герой, увлеченный своим делом, при этом эмоциональный и чувствительный. Его антагонисты Кавалеров и Иван (штатные артисты МХТ Алексей Красненков и Артем Волобуев) как бы уравновешивают этот бурный темперамент. Хорош в небольшой роли бабичевского сотрудника Авангард Леонтьев. Слаженно работает массовка. Кстати, я был на самом первом спектакле, поэтому в фойе раздавали бутерброды с копчёной колбасой и разливали шампанское. Прям как в СТИ, где вечно угощают чем-нибудь. Конечно, это усилило зрительские симпатии!
Овации были. Режиссер на поклоны выходил. Вечер удался.
Мой рейтинг 8/10
Читайте нас: