ГАЛАРИНА В последний апрельский день я пила чай с тортом прямо на сцене, потому что попала на премьеру дипломного спектакля Минзали Яхиной. Попала в совершенно неожиданное место, не в театр, а в филармонию.
Оказывается, в нашей филармонии есть группа комиков. Эдакие «петросяны» на выезде с местным колоритом. И вот для этой группы замечательный творческий человек Минзаля Яхина и сделала свой проект. Основой проекта была пьеса Зухры Буракаевой «Синдром навязчивых состояний». В русском варианте, который я имела удовольствие разбирать и наблюдать в исполнении студии творческого развития Хабенского на семинаре драматургов, это была трагикомедия. Башкирский вариант был другим – более комедийным, к тому же появились новые персонажи. Поэтому возникли и новые мизансцены, особенно мне понравилось танго: такие разные партнерши и такие разные танцевальные ошибки обыграны. Может, вообще искрометная сцена получится, но когда все будет отрепетировано без сучка и с задоринкой. В данном конкретном представлении актерам не хватило сыгранности, взаимодействия, мало было репетиций, к тому же на эстраде они привыкли работать с микрофоном.
Много разных и важных элементов при разборе отметили взыскательные судьи. Тем более один из них – театральный актер Алмас Амиров, сам великолепный комик. Еще он сказал, что это подвиг – готовить спектакль в такие короткие сроки. Но искусство нуждается в героях, а провинциальное вдвойне. И вдохнуть свежее дыхание в башкирский стенд-ап – достойная задача для свежеиспеченного режиссера. Прелесть же данной дипломной работы, что она не будет после защиты пылиться на полке, а поедет по городам и селам Башкортостана. «Балаганчик в поле чистом жизнь эстрадного артиста». А когда-то они, комики Башгосфилармонии, хотели быть Гамлетом или Раневской, когда-то учились вживаться в роль в далекие или недавние институтские годы. И вот им дали проект, в котором они могут показать все, что пока было не востребовано в их трудовых буднях.
Конечно, актеры полны желания играть эту вещь… И она пройдет большую шлифовку, обкатку в ходе эксплуатации. И режиссер, и драматург уже немало изменили, но после премьеры призадумались и поняли, где еще надо довести до ума, расцветить текст, за счет чего улучшить. Понятно стало, что прежнее название не годится. Так как назовете спектакль? «Тьфу на тебя» – сказал кто-то из артистов. «Абракадабра» – сказала измученная и светящаяся одновременно Минзаля Яхина, режиссер. И думается мне, что все им удастся, потому что фортуна любит смелых. Наш неизбалованный и отзывчивый башкирский зритель живет в XXI веке и хочет видеть на сцене созвучное своей жизни произведение. И когда ему показывают умное и достойное зрелище о реалиях жизни современного мира с позитивом и добротой – он отвечает любовью.