Все новости
К ЮБИЛЕЮ УФЫ
22 Августа , 18:14

Человек-трамвай

(Из цикла «Уфимский узорник»)

Скриншот с телеканала "Вся Уфа"
Скриншот с телеканала "Вся Уфа"

Какой же год? Пожалуй, из минувшего десятилетия, с 2015 года, когда мне пришлось частенько ездить на трамвае. На работу: скрепя сердце, с сонливыми облаками в глазах. И с работы: душа вприскочку, улыбка до затылка. И как основополагающий факт – в будние дни. Всё вертелось-крутилось в обыденной кутерьме Черниковки. Бывало, «по-свински» ранним утром стоишь на остановке, у кольца центра «АвтоВаз», вглядываешься в даль, ожидаешь этого красно-жёлтого и пузатого, в общем, ждёшь чешскую Таtra Т3. И как нарочно осклизлый мистический туман перекрыл полпути. Ничегошеньки не видать. Ага! Вон блеснули два жёлтых глаза, прорезающие заслон марева. Значит, едет родной!

Влезли в салон скопом, пассажирского духа в нём максимум. Не протолкнуться. Всем на работу – тромбон зовёт. Понятное дело, настроение упало до нуля, ибо ехать пришлось опять в условиях дискомфорта. Снова ощущал себя обезьяной в обезьяньей стае… вроде пришлось и на пальму залезать, фигурально выражаясь. И вдруг раздался голос водителя трамвая, поначалу с типовыми советскими советами, как обходить трамвай по правилам дорожного движения, а затем как поступить с автомобилем «Запорожец», если он будет стоять на вашем пути. Его якобы следует вообще обойти стороной. Стоп! Какой «Запорожец»? Чегой это он?! Дальше хлеще: курс валют, и якобы рубль лучше всех. От добросердечных комментариев водителя мои печень с поджелудочной железой повеселели, нос картошкой покрылся румянцем. Уши, как локаторы, старались не пропустить ни одного слова из динамика в салоне трамвая. А монотонный голос говорил и говорил, будто усталости не знал. Жизнь, в конкретном случае, утренняя обрела миллион оттенков оранжевого, небесно-голубого, изумрудного и яблочного. «А за бортом нашего круизного лайнера +25. Не забудьте надеть панаму или бейсболку», – говорил он.

Ранее унылые пассажиры внезапно расплылись в улыбке. Не каждый день удаётся покататься на «экскурсионном» трамвае, да ещё с оттенками душевного юмора. Оказывается, (ну откуда мне было тогда знать) это легендарная личность нашего города. Юрий Субоч, всегда с длинными, как у хиппи, волосами и в соломенной шляпе. И да, усы. Наряду с этим он похож на индейца. В те годы немало вышло интервью с ним в прессе, и телевидение снимало увлекательные репортажи. Первый раз попал он на TV ещё в советские годы. И даже существует публикация в каком-то европейском журнале (если правда). Он, так сказать, наша культовая персона, оставившая значимый отпечаток в истории Уфы. И к юбилею города нельзя не вспомнить о Юре. Кусочек из интернет-издания Ufa1.ru:

«– Почему вы выбрали для себя именно профессию водителя трамвая?

– Мне в детстве интересно было, что это пищит в трамвае. Когда уже пошел учиться, узнал, что это зуммер, который подает сигнал, когда нет напряжения в сети. Было это еще в 1973 году, с тех пор я и работаю водителем. Сейчас уже можно сказать, что это призвание. По субботам в Чишминский район езжу, в деревне дискотеки провожу для молодежи».

Скриншот с телеканала "Вся Уфа"
Скриншот с телеканала "Вся Уфа"

Помимо Черниковки он водил «весёлый» трамвай, по сути, по всей Уфе, отсюда и огромная известность, почти как у Олега Газманова, Штирлица и Тутанхамона, фараона Древнего Египта из XVIII династии Нового царства. Но и характер у водителя железный, нордический. Не раз приходилось ему бороться с безбилетниками, а то и вора задержал однажды, который сорвал цепочку с крестиком у пенсионерки на трамвайной остановке. Тот вор оказался вдобавок известным рецидивистом в уголовном мире.

– Выходя из салона трамвая, не забывайте забрать свои вещи, – затем он акцентирует: – Забираем только свои вещи!

Человек-энциклопедист. Завсегда делился спортивными событиями, новостями города. Или как пройти… к мя-а-а-сукомбинату. К сожалению, не появилось у него последователей, «копирайтеров слова» Никто не хочет делиться замечательным настроением, или говорить просто – «Здравствуйте!». Для этого, очевидно, необходим дар, умение и желание любить и ценить пассажиров. Без любви, в общем, никак. Сейчас, как известно, Юрий Субоч уже не работает в трамвайном депо и не колесит по стальной колее на своей «шхуне». На пенсии, вроде как. Однако народ помнит его комменты, шутки, советы, как жить в техногенном мире. Ещё как помнит! И дай Бог ему здоровья и многая лета!

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: