Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
К ЮБИЛЕЮ УФЫ
20 Июля , 11:10

Уфимская старина: Александрийская часовня

До застройки Уфы по плану Гесте 1819 года, когда еще не начали возводиться Торговые ряды (1827 год) в центре площади, отведенной под Верхний базар, была снесена построенная в XVIII столетии каменная часовня. Снятый с нее железный крест был взят в Смоленский собор вместе с иконами, находящимися в часовне.

Самой богатой из них была икона Георгия Победоносца, стоявшая раньше в находившейся на этом месте ветхой деревянной часовне. Она называлась, как и позднее каменная, Георгиевской.

Деревянная часовня Св. Георгия Победоносца была построена при протопопе Неверове, современнике Пугачевского восстания 1773–1775 годов. Ее соорудили для молебствий во время засухи, продолжительного ненастья и неурожаев хлеба. По этой причине в такие годы из Смоленского собора в эту часовню совершались крестные ходы. Кроме того, она служила для погребения без отпевания тел самоубийц.

24 октября 1880 года уфимский городской голова заявил городской думе, что местный купец М. Гирбасов в письменном заявлении, поданном в городскую управу 6 сентября сего года, сообщил о том, что тот «дал обет Господу Богу» поставить на Верхне-Торговой площади Уфы по примеру старорусских городов часовню во имя архистратига Божия Михаила. Купец представил эскиз предполагаемой часовни и просил управу сделать распоряжение о разрешении постройки и указать ее место.

Городская дума определила: просить городского голову уведомить епископа Никонора, что она согласна с отводом земли на Верхне-Торговой площади, но при этом предложила строить на отведенном месте каменную часовню.

18 марта 1881 года уфимская Ремесленная цеховая управа в своем письме на имя городской управы изложила, что она «по чувству глубокой любви к царю освободителю» изъявила единодушное желание построить в память «о бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича каменную часовню на углу Верхне-Торговой площади против Городского общества». Если же на этом месте нельзя было поставить сооружение, то предлагалась территория на той же площади в створе Большой Казанской улицы (ныне Октябрьской Революции). Для этой цели Ремесленная управа просила городскую управу отвести место в 4 квадратные сажени.

Вопрос о разрешении правительства на сооружение Александровской часовни был поднят уфимским городским головой Дмитрием Семеновичем Волковым 13 ноября 1881 года в письме, направленном уфимскому губернатору Николаю Павловичу Щепкину. В послании Городская дума просила разрешения «на содержание на Верхне-Торговой площади каменной часовни в честь Святого Благоверного Великого князя Александра Невского в память царя-освободителя императора Александра II от всех сословий и званий жителей г. Уфы». Тогда же было сделано обращение об открытии на этот памятник всесословной подписки для добровольных пожертвований.

Уфимская Городская дума определила для сооружения часовни место на Верхне-Торговой площади «посредине шоссе, идущего от Казанской улицы к каменному Гостиному двору с тем, чтобы часовня была воздвигнута от Гостиного двора на расстоянии от 15 до 20 саженей».

Наряду с этим Ремесленная цеховая управа решила построить частную Ремесленную часовню, при ней от общества ремесленников установить икону в честь Святого Благотворного великого князя Александра Невского. Позднее ремесленники согласились со строительством всесословной часовни, внеся в это дело свой вклад: около 500 рублей на икону и на неугасимую вечную лампаду.

В письме губернатора на имя уфимского городского головы от 23 августа 1886 года перечислены и другие добровольные жертвователи, пожертвовавшие суммы от 100 до 300 рублей.

Городское общественное управление ограничилось лишь закладкой фундамента, решив превратить во временную часовню деревянный каркас, который и был устроен во время празднования 300-летия Уфы (8–10 июля 1886 года). Стройка началась, и «подрядчику Ларионову за кладку фундамента уплачено 198 рублей и за исключением пожертвованных им 18 рублей – 180 рублей и за подвозку 11 саженей камня и рытье канав 49 руб. 55 копеек».

Предполагалось, что временная часовня станет местом для служения в ней молебнов и панихид и сбора пожертвований на сооружение настоящей каменной часовни, но деньги сюда не поступали, часовня стояла запертой, из-за легкости постройки и постепенного гниения могла обрушиться, а само место закладки превратилось «в публичное ретирадное место».

Шло время, постепенно рос и счет часовни: к 28 августа 1888 года на нем числилось 6376 рублей 66 копеек и материалов на 611 рублей 78 копеек. По мере поступления денег выполнялись и строительные работы: к этому времени были израсходованы 5092 рубля и все поступившие материалы. Среди благотворителей следует отметить уфимских купцов: С. Сахаров пожертвовал 2000 рублей и 5000 штук кирпича, Н. Блохин – 5000 штук кирпича, Ф. Чижев – 10000 штук кирпича.

Городские власти наметили дату окончания строительства часовни: 11 октября 1890 года – день чудесного избавления Их Императорских Величеств с августейшим семейством от опасности при крушении императорского поезда (11 октября 1888 года). В это время велись работы по устройству киота для часовни, в Москве были заказаны две иконы: одна в серебряной позолоченной ризе от общества приказчиков, другая – от мещанского общества в медной позолоченной ризе.

Прошел очередной срок ввода объекта, однако работы все еще не были закончены, и в новом докладе уфимского городского головы от 14 августа 1891 года сообщалось: «работы по сооружению на Верхне-Торговой площади каменной часовни уже закончены, исключая штукатурки галереи кругом часовни и постановки на этой галерее металлической решетки».

Наконец 9 июля 1892 года уфимский губернатор Лев Егорович Норд получил сообщение о том, что постройка «вполне закончена». Часовню освятили, и она стала настоящим украшением города, в первую очередь Верхне-Торговой площади. 22 декабря 1892 года городской голова Сергей Львович Сахаров доложил губернатору, что всего «на постройку часовни употреблено 10044 рубля».

После восстановления (фактически строительства заново) Торговых рядов в умах и сердцах уфимцев все явственнее чувствуется боль по прекратившей свое существование Александровской часовне, столь долго и мучительно строившейся и так быстро и кощунственно уничтоженной. Ее разобрали в 1926 году.

Автор:Владимир БУРАВЦОВ
Читайте нас: