На днях в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова завершилась выставка победителей Международного детского художественного творчества им. А. А. Кузнецова, который в очередной раз был проведён в память о заслуженном художнике БАССР Алексее Александровиче Кузнецове (1927–1990) на базе Уфимской Детской художественной школы № 1, носящей имя этого живописца. Автор идеи конкурсного проекта – советский и российский художник-график, заслуженный работник культуры РБ и РФ, преподаватель ДХШ № 1 г. Уфы Юрий Николаевич Григорьев (1951–2024).
В экспозиции было представлено более 140 работ победителей в возрасте от 6 до 17 лет из Башкортостана и других регионов России, а также стран СНГ, представивших свои конкурсные работы в номинациях «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство и скульптура», выполненные в различных материалах и техниках.
По условиям конкурса – главными критериями отбора стали самостоятельность исполнения, индивидуальность, художественная ценность и исполнительское мастерство.
Все номинации выставки представлены работами участников на темы: «Семья. Семейные ценности», «Свободная тема» и «450-летие столицы Республики Башкортостан г. Уфы (история города, городские мотивы, события, портреты знаменитых уфимцев)». Так, тепло родного дома, семейного очага с его многовековыми традициями раскрывается в работах участников из Уфы, Стерлитамака, Сибая, Янаула и Зеленогорска. Среди них яркие сюжетные работы из войлока, многофигурные композиции и портреты из глины и керамики. Интересны национальные костюмы, выполненные коллективом учащихся г. Агидели РБ.
Праздничная тема к юбилею Уфы ярко раскрыта в войлочных панно, авторами которых являются учащиеся из Детских художественных школ города Уфы. Эта тема выражена в интересе к истории родного города, его архитектурным достопримечательностям, прекрасным паркам, скверам и садам, монументальным памятникам, православным соборам и мусульманским мечетям («Уфа из прошлого в будущее», «Купеческая Уфа», «Аксаковские места», «Уфимский Кремль», «Дом с петушком», «Фонтаны-памятники Уфы», «Городской фонтан», «Прогулки по Уфе», «У храма», «Вид на Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы», «Мечеть Ляля-Тюльпан»).
Семейные ценности отображены в текстиле, войлоке и кукле учеников из Уфы, Стерлитамака, Сибая, Благовещенска, Белебея, Кушнаренково, Янаула и других районов РБ, а также из Краснодарского и Красноярского края («Семейная реликвия», «Приданое. Воспоминание», «Я люблю мою семью», «Светлый праздник», «Чаепитие», «Дружная семейка», «Мама и дочка» и другие).
Неизменный интерес к народному фольклору дал участникам широкий простор для фантазии при создании живописных и графических композиций с образами героев любимых сказок: «Буратино», «Князь Гвидон комаром оборотился», «Лиса и журавль», «Колобок. Сказка для всей семьи», «Герои народного фольклора», «Сказка А. С. Пушкина» и других.
В одной из любимейших техник – гуаши – ребятами выполнены живописные композиции, ярко повествующие о своём родном городе, его истории, памятных местах, праздниках, переменчивости погоды, личных впечатлениях и ностальгических воспоминаниях («Мегаполис», «Прогулка по Набережной», «На улице старой Уфы», «Ночной город», «Летний вечер», «Чтение на природе», «Закат», «Последний снег», «Зимний вечер», «Дождливый день на улице Ленина», «Радостное утро», «Сабантуй», «На озере Кашкадан», «Повара», «Дворники», «Моя бабушка», «Монахи», «Репетиция», «В троллейбусе», «Осмотр», «Первый раз в первый класс», «Вид с балкона общежития», «Вдохновение»).
В свободной теме, используя различные живописные и графические техники, юные художники представили разнообразие жанров – портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые композиции («Голубой день», «По мартовскому снегу», «Осенний день», «Ненастный день», «Декоративный натюрморт», «Натюрморт с чугунком», «Натюрморт с цветами», «С ненейкой решаем кроссворд», «Семейный альбом»).
Широко представлена патриотическая тематика («Правнуки победы», «День Победы!», «Парад Победы!», «Портрет деда» из серии «Афганская молодость деда», «Бессмертный полк», «Портрет прадеда», «С папой», «Мой дедушка», «Защитник», «Своих не бросаем»).
Любовь к животным выразилась в весёлых и радужных произведениях «Снегири», «Верный друг», «С собачкой», «Мы с Барсиком», «Наш Мурзик», «Забавные котики», «Совушка», «Дятлы», «Верблюды», «Дальневосточный леопард».
Мастерское овладение учащимися Уфимских художественных школ «Художка» и ДХШ № 2, а также других школ Башкортостана сложными графическими техниками (линогравюра, сухая игла, монотипия, диатипия, граттаж и конгрев), требующими усердия, сосредоточенности и усидчивости дали им возможность представить интересные конкурсные работы на тему Родины, семейных ценностей, мудрости башкирских легенд, философии жизни и духовного мира («Прогулка всей семьёй», «В гостях у бабушки», «Моя семья на празднике», «Церковь», «Рождественские каникулы», «На вокзале», «Суматоха», «Прощание», «Счастье – Быть вместе», «Танцующая семья», «Душа матери в ребёнке, душа ребёнка – в степи», «Семейный отдых», «Старуха и 5 коров», «Башкорт аты», «Урал-Батыр», «Песня Урала», «Знакомый художник», «Театр Оперы и Балета»).
Воспитанники ДХШ № 2 (Уфа) также освоили современные технологии компьютерной графики, представив свои оригинальные разработки фирменного стиля «Уфа. Урал», «Конкурс А. Э. Тюлькина», «Уфа, Башкортостан», а также жанровые композиции на свободную тему «Бабушкины яблоки» и «Уфа».
Психологическая заострённость характерна для портретов известных уфимских художников и общественных деятелей – основоположника башкирской живописи А. Э. Тюлькина и уфимского протоиерея и художника Виктора Иванова. Эти образы мастерски созданы из папье-маше участниками из Уфимского района РБ.
Тема семьи, исторического прошлого, обновления природы также нашла своё отражение в мозаичном искусстве – в декоративных панно «Родной дом», «Кунгур-Буга», «Бурзянская пчела», «Весна», «День и ночь», «Уфа», «Белые юрты», выполненных учащимися ДХШ № 1 им. А. А. Кузнецова (Уфа).
Весёлым юмором и задором отмечены композиции в технике аппликация, сюжетом для которых стали забавные сценки из школьной жизни и яркие впечатления о поездке на море («Когда учитель вышел из класса», «Сочи. Морпорт»).
В очередной раз участники Международного конкурса, при поддержке преподавателей, родителей и общественных организаций, показали высокую подготовку и организацию конкурсных работ с удивительным миром детской непосредственности и их неповторимой фантазии.