"НЕ культурные ценности", выставка
Место проведения: "Облака", центр современного искусства
Стоимость билета: свободн.
Описание: Идея проекта возникла в связи с частым проведением международных и зарубежных выставок. Художники, вывозящие свои картины за пределы страны, сталкиваются с бюрократической волокитой, когда они должны доказать (за свои же средства), что их произведения искусства не представляют культурной ценности или же платить большую пошлину если «Это культурная ценность».
Помимо этого, каждый художник в своей жизни сталкивался с непринятием его на каком-либо выставкоме или галерее с формулировками отказа показать публике его творение «это не формат нашей галереи» или «к сожалению, Ваша работа не вошла в экспозицию выставки» и т.д. и т.п. В связи с этим, хочется сказать о том, что каждая картина у автора выстрадана, она рождена в сомнениях и муках. И подобного рода отказы со стороны, часто не очень сведущих, сотрудников министерств, галерей, выставочных залов, переживаются автором тяжело.
Конечно, в связи с названием проекта «НЕ культурные ценности», нельзя не провести параллель с оппозиционной культурой андеграунда в СССР, когда творческая свободно мыслящая интеллигенция сидела на прокуренных кухнях, подвалах и чердаках (и под дамокловым мечом «статьи за тунеядство» работали дворниками, сторожами и грузчиками… как пел Юрий Шевчук «поколение дворников и сторожей») и создавало бессмертное новое искусство в противовес «портретам вождей», «дояркам» и «столярам» и прочему.
Метафизический спор художника-творца и мира актуален во все эпохи и все времена… Любые политические, экономические или социальные изменения сразу наносят урон культуре и искусству. Согласно уже общепринятой «Пирамиде Маслоу» потребность в эстетике (жажда гармонизировать мир, наполнить жизнь красотой и искусством) стоит у человечества на предпоследней ступени после физических и материальных благ. А художник в широком смысле слова, в отличие от обывателя, понимает что «мировая скорбь – это не фикция, потому что носит ее в себе».
Вспомним стихи Александра Блока: «Пускай я умру под забором, как пес, пусть жизнь меня в землю втоптала, – Я верю: то Бог меня снегом занес, то вьюга меня целовала!»… А Шарль Бодлер в предисловии к своей единственной книге «Цветы зла» писал «Эта книга – мое сердце вывернутое наизнанку…». Или как старая школа французских живописцев не принимала импрессионистов… и таких примеров в истории искусств огромное множество.