Подошли и итоги кинематографа. Перед вами десятка лучших картин, просмотренных мною в 2021 году. В этот раз список поделился поровну: пятерка лучших новинок и пятерка фильмов из прошлого, впервые открытых мною. Опять же – расположение по местам значения не имеет, оно абсолютно случайное. Наслаждайтесь и смотрите хорошее кино!
Режиссер: Уэс Андерсон
Собрание удивительных историй, опубликованных на страницах последнего выпуска еженедельного американского журнала, который выходил в свет в вымышленном французском городе в середине двадцатого века.
Уэс Андерсон доказывает: он волшебник кадра, четкого построения формы и геометрии изображения. Новая работа как старый-добрый киножурнал: сборник небольших историй, визуально оформленная журналистская антология. Эффектный, четко выстроенный видеоряд, огромное количество приглашенных звезд, буйство и феерия стиля делает этот фильм, наверно, одним из лучших просмотренных мною у Уэса Андерсона.
Режиссер: Илья Найшуллер
Первый (и очень удачный) голливудский опыт нашего режиссера и клипмейкера Ильи Найшуллера.
Непримечательный и незаметный семьянин Хатч живёт скучной жизнью обычного аудитора, пока однажды в его дом не вламываются грабители. И это бы сошло им с рук, если бы они не забрали браслетик его маленькой дочки. Не в силах это терпеть, Хатч отправляется на поиски наглецов.
Если говорить о качественном экшен-фильме в этом году, то «Никто» приходит первым на ум. Сбалансированная и без лишней воды картина, в меру забавная и несколько переосмысляющая тенденции неубиваемого и способного героя, наподобие «Джона Уика». Смотреть очень интересно, и главное, все сделано качественно и с любовью.
Режиссер: Кирилл Серебрянников
Петровы – самая обычная семья. Он – автослесарь, она – библиотекарь, у них есть сын-школьник, но вместе они не живут. Казалось бы, ничего особенного. Но повседневная реальность взрывается в тот момент, когда семья заболевает гриппом, и жизнь наполняется безумием, фантастикой и сюрреализмом.
Самый обсуждаемый и перспективный режиссер России в этот раз обратился к роману Сальникова и заделал столь лихорадочное, сбивчивое и максимальное эффектное кино о российской жизни, людях и о гриппе, сквозь лихорадку которого реальность вокруг начинает странно преображаться.
Режиссер: Лана Вачовски
Спустя 20 лет «Матрица» возвращается. Казалось бы, зачем? Да, получилось действительно спорное кино, которое поделило мир на два противоборствующих полюса. Но событие все же состоялось, даже несмотря на то, что от новой «Матрицы» ждали нечто определенное, на выходе же вышло, что все ожидания были сломлены. Лана Вачовски сделала очень личную картину с любимыми героями, ненадолго вернувшись в мир «Матрицы», но еще и полностью переосмыслила его, отчасти высмеяв и обратив в самопародию. В любом случае «Матрица: Воскрешение» – событие, которого многие ждали, и фильм вполне оправдывает звания фильма 2021 года. Хотя, опять же, кому как, но я изрядно повеселился.
Режиссер: Вэнь Шипэй
1997 год. Мастер по ремонту кондиционеров Сюэмин случайно насмерть сбивает мужчину на пустынной дороге и скрывается с места преступления. Вскоре он сталкивается с его вдовой и начинает искать с ней встречи, мучаясь чувством вины и думая сознаться в содеянном.
Визуально-красочный, почти медитативный авторский фильм родом из Китая позволяет структурно напомнить работы Николаса Вендинга Рефна, только в более лучшем исполнении. Криминальный сюжет, драматургия цвета, четкая работа с кадром и, в результате, пусть это и не идеальное кино, но в целом довольно приятный сюрприз из Китая, доказывающий, что и там производство авторского кино на месте не стоит.
Режиссер: Вонг Кар-Вай
Плавно переходим в ретроспективу. «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая – это блестящий пример очень тонкого кино. Когда не нужно много слов, чтобы было все понятно, достаточно деталей и намеков. Прекрасная визуальная и чувственная картина о любви, изменах и хрупкости человеческих отношений. Настолько тонко умеет снимать только Кар-Вай.
Режиссер: Кристи Пую
Перед вами – румынская новая волна. Как-то ночью одинокий пенсионер Лазареску почувствовал себя плохо. Приехавшая машина скорой помощи увозит его в трагикомическую одиссею с противоречивыми диагнозами, запоздалым лечением и предельной невозмутимостью и упрямством врачей.
Трагикомическая картина, сделанная в реалистической манере, несмотря на трехчасовой хронометраж, смотрится на удивление легко. Кристи Пую выстраивает удивительно сложную режиссерскую работу, благодаря которой сложно не поверить во все происходящее. Смеяться много не получится, картина все же о довольно серьезных вещах.
Режиссер: Михаэль Ханеке
Жорж и Анна прожили вместе всю жизнь, рука об руку, постоянно заботясь друг о друге. Сейчас им за восемьдесят. Анна заболевает и ее жизнь начинает постепенно угасать…
Про фильмы Ханеке порой тяжело говорить, ибо это картина, которая в одной части может убаюкать своим повествованием, но ближе к концу может шокировать. Для Ханеке кино – это трамплин, с которого прыгнет зритель и «Любовь» – одна из таких работ. Тяжелая, вялотекущая, но дающая целый ворох впечатлений авторская работа, которую следует посмотреть и определить для себя, что такое любовь. Но и не только это…
Режиссер: Бела Тарр
Одно из главных моих впечатлений в 2021 году – это просмотренный семичасовой фильм венгерского режиссера Белы Тарр, чье кино настолько гипнотически медленное, но в то же время очень красивое, даже в своем безобразии. Фильм, который уж точно не для всех, поставленный по роману писателя Ласло Краснахоркаи, повествует о ферме, доживающей свои последние дни. Несколько ее жителей решают уйти, похитив деньги, вырученные всеми участниками коммуны перед ее закрытием. Однако их планы нарушают слухи о появлении красноречивого и харизматичного Иримиаша, пропавшего полтора года назад и считавшегося погибшим. «Сатанинское танго» – это и испытание, и уникальный кинематографический опыт, и opus magnum режиссера и многое другое. Лично мне очень зашло.
Режиссер: Жан-Люк Годар
И закончить свой топ хочу настоящим гимном свободе, творческой мысли и отказов от всех возможных правил. Вот оно – начало великой «французской волны», после которой кино изменилось навсегда. Годар снял революционное кино, придумав другие принципы монтажа, манеру съемки и взяв на роль Жан-Поля Бельмондо (к сожалению, в этом году мы его потеряли навсегда). В результате, вышла очень легкая, смешная, глубоко западающая в душу картина, которой можно восхищаться. Настоящее искусство, вышедшее за пределы рамок, павильонов и даже сценария. Определенно не стоит обходить вниманием, фильм до сих пор смотрится очень свежо.