Анекдоты про врачей и пациентов
Все новости
ВЕРНИСАЖ
10 Декабря , 16:12

«Мы не просто рисуем на стенах, мы создаем наследие»

В Музее истории города Уфы открылась уникальная выставка

Люди рисовали на стенах испокон веков. Пример тому в Башкирии наша Капова пещера. А чем принципиально граффити отличаются от тех настенных рисунков? Все настенные рисунки — отображение реальности. Сравнительно недавно в каждом городе появились необычные люди, граффитчики, которые являются частью движения, какой-то субкультуры. Но сегодня эти люди сами создают это движение и эту культуру. Создают своими руками, кистями, баллончиками. Эти люди рисуют на стенах. Мы встречаем эту живопись, когда едем в автобусе в городе, также видим надписи или картины во дворах, на гаражах.

Кто считает это искусством, кто считает вандализмом. Сейчас граффити разделилось на много категорий, вышло за рамки стен. Потому что есть нелегальные граффити — это гаражи, бойлерные, хозяйственные постройки, а есть более легальные — это стрит-арт, где люди делают интересные вещи, смысловые, социальные на стенах домов. Направление граффити — это не просто нелегальные надписи, а целое направление искусства, которое заслуживает внимания. В современном мире граффити проявляется в самых разных формах: от ярких уличных росписей до сложных инсталляций, и каждое произведение рассказывает свою уникальную историю.

На прошедшей неделе в Музее истории города Уфы состоялось торжественное открытие выставки «Фестиваль уличного искусства в Уфе». Мероприятие стало точкой притяжения для всех, кто интересуется современным искусством и развитием городской среды. Организаторы выставки: Комитет по делам молодежи Администрации Уфы и Музей истории города Уфы.

За четыре года фестиваль кардинально изменил облик столицы Башкортостана, подарив ей 90 муралов, которые стали новыми визуальными символами города. Культурный мост, объединивший десятки российских художников, теперь представлен в музейном пространстве.

Как напомнил председатель городского комитета по делам молодежи Роман Янгуров, Фестиваль уличного искусства в Уфе был запущен в столице в 2022 году и уже стал неотъемлемой частью культурной и общественной жизни города. Муралы учитывают разработанный маршрут по зеленому каркасу столицы — «Уфимское ожерелье».

Главная цель фестиваля — преобразование городского пространства, вовлечение граждан в творческие процессы и формирование новых точек притяжения. В проекте приняли участие 36 молодых художников из 19 городов России: от Калининграда до Владивостока.

Вернемся к Уфе. Одной из первых и символически насыщенных работ фестиваля стал мурал «Идель», украсивший торец здания Уфимского университета науки и технологий по ул. Карла Маркса, 12/5. Художественное произведение визуализирует древнюю башкирскую легенду о встрече двух рек — Агидели и Караидели, чье слияние определило географическую идентичность Уфы.

Еще один яркий пример — работа на фасаде здания по ул. Ленина, 63. Ранее эта локация регулярно подвергалась актам вандализма. В рамках фестиваля здесь была создана художественная композиция в поддержку добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». Мурал не только преобразил внешний облик здания, но и стал социально значимым объектом.

Одной из самых лиричных работ фестиваля стал мурал, посвященный неофициальному гимну столицы — песне «Уфимские липы» в исполнении народного артиста Фидана Гафарова. Он разместился на фасаде здания по ул. Тукаева, 29, к. 1. Особую глубину работе придают фрагменты стихотворения Назара Наджми на башкирском языке и их поэтический перевод на русский, выполненный юной жительницей соседнего дома.

На девятиэтажном жилом доме по ул. Бакалинской, 70 была создана масштабная работа «ӨФӨ», ставшая ярким примером интеграции башкирской айдентики в городскую среду. Художественное решение основано на уникальных архитектурных особенностях здания — декоративных элементах балконов, характерных исключительно для застройки Башкортостана. Главной композиционной находкой стало изображение трёх сфер, напоминающих драгоценные артефакты в современной минималистической интерпретации. Эти объекты, украшенные стилизованным башкирским орнаментом, символизируют связь эпох и единство культурного наследия республики.

Мурал автора из Иваново, расположившийся по ул. 50-летия Октября, 2, вошел в мировой топ-100 по версии Street Art Cities (Антверпен, Нидерланды). Работа Лили Синюковой «Семья — наше наследие в будущее» по ул. Комсомольской, 17 стала лучшей в отборочном этапе V сезона фестиваля стрит-арта ПФО «ФормART». Работа Александры Alshey «Идель» взяла бронзу международной премии A' DESIGN AWARD в Милане.

— Мы нередко получаем обращения граждан с просьбами о размещении новых муралов на фасадах их домов. Все поступающие предложения тщательно обрабатываются, ведется специальный реестр потенциальных поверхностей для художественного оформления в следующем сезоне, что свидетельствует о высокой востребованности проекта среди уфимцев, — сказал Роман Янгуров, председатель Комитета по делам молодежи администрации Уфы, куратор проекта «Фестиваль уличного искусства». — Художники вплетают свое искусство в единое пространство города. Мы не просто «рисуем на стенах», мы создаем наследие. Найти любое произведение стрит-арта легко с помощью интерактивной карты (nash.gorodufa.ru/visitors/). Наш фестиваль уже изменил лицо Уфы, и его история будет продолжаться, — отметил Роман Янгуров.

Гости мероприятия смогли первыми увидеть экспозицию, познакомиться с историей фестиваля и лично пообщаться с авторами некоторых работ, чьи труды создали новую визуальную реальность Уфы.

Отдельным событием церемонии открытия стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Комитетом по делам молодёжи Администрации Уфы и Музеем истории города Уфы. Документ, скреплённый подписями председателя Комитета Романа Янгурова и директора музея Тимура Ильясова, направлен на реализацию новых совместных проектов и укрепление связей.

Выставка «Фестиваль уличного искусства в Уфе» будет работать в музее (ул. Ленина, 72) до конца 2025 года.

Авторы: Василий АРТЕМЬЕВФото: Музей истории города Уфы
Читайте нас