О местах силы славного Белорецкого района знают далеко не все. А ведь именно сейчас в галерее «ART4U» проходит выставка «Айгир пленяет и вдохновляет: пленэр 2025», где галеристы рассказывают об удивительных горах и 14 художниках, воспевших в своих работах красоты башкирской природы. Пленэр состоялся в июле на базе горного приюта «Айгир», куратором выступила художница Елена Абушахмина.
Группа художников пять дней работала над потрясающими видами, выбирая необычные ракурсы: рисовали Зубы Шурале, стремительную горную речку Айгирку, Малый Инзер, скалы хребта Караташ, Черничную гору.
Наталия Зонова, Алла Климчук, Егор Прокшин, Татьяна Барыкина, Алексей Петриков, Светлана Захарова, Светлана Куликова, Григорий Загвоздкин, Татьяна Краснова, Мария Шубина, Елена Абушахмина, Алиса Абушахмина. Отдельно рисовала свою работу Ангелина Пешелева после поэтического фестиваля «Уфа — Айгир», который состоялся в первых числах августа. Нина Карюк увековечила пленэрный выезд на фото, запечатлев процесс создания картин.
Проходишь в залы — и наслаждаешься природой, и снова мечтаешь увидеть своими глазами изумительную красоту белорецких гор, отмечаешь детали, которые раньше ускользали от взгляда, ведь так видят только живописцы.
Вот у Ралифа Ахметшина мирно пасутся лощади («Утро»), а вот, в исполнении Татьяны Барыкиной, в радостных желтых тонах скала Ханифа и мелкие-мелкие, но такие красивые точки цветов вокруг Малого Инзера («Скала над водой»). Невесомое одеяло тумана на Айгире можно увидеть лишь в том случае, если хотя бы раз посчастливится встретить рассвет. Именно ради него туристические группы выезжают в горы к вечеру, а иногда и глубокой ночью, и совершают по темноте восхождение. Алексей Петриков изобразил туман на фоне поселка в работе «Село Айгир. Утро». А каким таинством веет с картины «Айгир. Туман» Григория Загвоздкина — чего только стоит игра с цветом!
Фантастический цвет на камнях, яркие крыши домиков из деревни, летнее разнотравье… Живописцы Григорий Загвоздкин («Камни. Этюд») и Светлана Куликова («Утро на Айгире») передали в своих работах тот самый сказочный розовый, который неочевиден поначалу, но угадывается, если позволить себе наблюдать. Светлана Куликова радует разнообразием представленных работ, художница также отразила, как элементы цивилизации становятся частью дикой природы — столбы у станции, железная дорога («Ж. д. возле станции Айгир»).
Летними букетами встречает лестничный пролет — очаровательный «Букет из лесных цветов» Татьяны Барыкиной, «Натюрморт в беседке» Аллы Климчук. А от картины «Горите, цветы» Татьяны Красновой — мурашки, не могу оторвать глаз: слегка растрепанный букет на черном фоне символизирует это горение, будто напоминает о скоротечности времени.
«Шляпа художника» Татьяны Барыкиной тут же покоряет ярким фиолетовым и плетеной шляпкой — такие шляпы очень были в моде в нулевых, да и сейчас спасают жарким летом на открытом, палящем солнце.
Примечательно, что представлены работы двух юных художниц: гуашь Алисы Абушахминой раскрывает еще одно видение Айгира, гуашь Ангелины Пелешевой — это высокая трава, в которой резвится местный любимец, спаниель Рекс.
За окном пространства осенние деревья, а на подоконнике удачно расположилась искусная вышивка Анны Калантар. Здесь очень много неба, вечерних сумерек. Уютность от маленьких домов и контрастно — горы, реки, обрыв — вся сила живой природы. Зеленый, желтый, фиолетовый… все пять работ — части целого мироздания, поэзия в вышивке, которая творится опытными руками художницы.
Строгая геометрия, детали, краски, работа с тенями и светом — это тщание мастера Алексея Петрикова. Его «Сосновый дом», что расположен на территории горного приюта, окружен тайной вечерней чащи — эффектно передано настроение. Петриков переносит на холсты ощущение незыблемости. Это воздействие пейзажей мастера сильнее любой самой красивой фотографии, потому что эффект присутствия полный, погружающий. За пять дней мастер создал не менее 9 полотен.
Мария Шубина очень тонко, детально передала линером «Дом художников» — легендарный Черничный дом с беседкой, где остановились мастера живописи и где останавливаются поэты, когда проходит литературный фестиваль «Уфа — Айгир».
Егор Прокшин не только нарисовал скалу Ханифа и речку Айгир, каждая его работа — «Художники», «Вечер» и другие картины — обязательно напоминает о присутствии человека, что очень преображает восхитительные виды.
И конечно, камни, омываемые потоками воды, нарисованные с веранды Черничного дома, и река — тоже в разном воплощении, особенно интересно смотреть на соседствующие работы Аллы Климчук («Река») и Марии Шубиной («Река Айгирка»).
В этих работах много радости, а каждое место хранит свою историю. Черничная гора и Черничный дом. Зубы Шурале. Пик Уфа. Горные реки. Крест на уступе, напротив которого в реальной жизни люди останавливаются, чтобы посидеть спокойно и помолиться, работа Наталии Зоновой так и называется — «Айгир. Молитва».
И сколько загадки, штрихов и эстетизма в работах куратора пленэра Елены Абушахминой. Художница нарисовала ручкой водопад «Слезы Айгуль», «Курай», «Зубы Шурале», «Черничную гору». На открытии художница анонсировала, что планируется зимний пленэр.
Татьяна Дмитриевна Шабанова, вдохновитель проекта, поделилась, что еще много мест, которые можно изобразить. Организатор пленэра на открытии выставки представила гостям коммерческий проект — «Дача художника», который даст возможность мастерам кисти проводить несколько дней на Айгире и рисовать место силы. Работы живописцев в формате А4 или А5 будут выставляться на продажу в горном же приюте для туристов, желающих увезти памятные сувениры.
Татьяна Шабанова:
— Как говорит Лена Абушахмина: «Мы за качественную живопись!» Этим отличается наша картинная галерея, этого мы будем придерживаться. Когда собирали выставку, было сказано «Приносите по пять-шесть картин, а мы будем отбирать». Я думаю: «Как она будет отбирать — все одинаково красивое, все замечательное». Но Лена борется за суперкачество. Она пригласила на Айгир совершенно замечательных художников, чувствующих красоту этого мира — какие краски, какие тени! Я приехала на второй день пленэра, иду от станции к Черничному дому. Иду на веранду, и так интересно: с веранды на меня смотрят художники, и открывается панорама горной речки Айгирки. По-разному смотрели художники на этот живописнейший уголок в лесу. Есть один высокий молодой человек, он водит группы по Айгиру и другим местам, я ему сказала: «Можешь рекламировать наши картины, потому что если люди привезут домой картину, то Айгир будет всегда с ними». Эти картины действительно открывают нашу замечательную башкирскую природу. Мы будем продолжать проект, делать его вариации. Художники разбрелись по всему поселку. Каждый выбирал свой ракурс, оттуда разнообразие. Скала Ханифа, которая нависает над Малым Инзером. Вода Малого Инзера, как она всеми изображалась — это удивительно! Повезли мы художников на габион — каменные укрепления берега реки. Из той точки, куда мы привезли художников, виден практически полностью хребет Караташ, южная его часть — это Пик Уфа, а северная — Зубы Шурале. И Зубы каждый художник рисовал по-своему. Стоял июль, хорошая погода, трава зеленая. У госпожи Зоновой, например, волшебство изумрудное. Есть печальные картины, но в основном здесь ликующий, благоухающий Айгир! Алексей Петриков выбрал позицию — гора Уфа, которую можно увидеть со стороны поселка. Художники забрались на хребет Караташ, на гору Айгир. Посмотрите на картины Елены Абушахминой — какой изыск, сколько вкуса! Мы воспитываем вкус наших зрителей.
Выставка, посвященная красоте айгирских гор и рек, продолжит работу до 12 октября. А уже 19 октября гостей галереи ждет новая экспозиция — работы замечательной художницы, графика Елены Абушахминой.