Экспозиция выставки «Современная акварель Башкортостана из собрания Башкирского государственного музея им. М. В. Нестерова», презентация которой на днях прошла в выставочном зале «Ижад», представляет 88 избранных произведений 16 известных акварелистов, внёсших значительный вклад в развитие изобразительного искусства своей республики.
Как поясняет искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, куратор Республиканского выставочного проекта «Акварельная весна» Ирина Оськина:
«…Первые приобретения башкирской акварели были сделаны музеем во второй половине 1920-х годов. С тех пор с небольшим перерывом, вызванным Великой Отечественной войной и экономическими трудностями послевоенных лет, собрание акварели, как и графики в целом, постоянно пополняется новыми произведениями. Принцип последовательного формирования, основанный на отборе лучших произведений с республиканских и персональных выставок, из мастерских художников, а также дары позволили создать достаточно полную по авторскому, стилистическому и жанровому составу коллекцию, дающую возможность проследить историю развития этого вида искусства в республике».
Открывается выставка акварельными листами 1980–1990-х годов Ивана Фартукова. Их отличает крупный формат листа и своеобразная манера подачи темы: драматургия сюжета, психологизм образа, плотный, почти живописный густой колорит, с эффектом струящегося света и изобилием золотистых бликов («Прогулка по старому городу», «Тост»). Декоративность и статичность присуща его акварелям на духовную тему, где фигуры вытянутой формы, нарочито гипертрофированные, играют главенствующую роль в сюжете. Об этом говорит также построение переднего и дальнего планов: очень низкий горизонт и бездонное, живописное небо; монументальность персонажей (триптих «Никах», «Вербное воскресенье», «Пасхальное яйцо»).
Своеобразен живописный язык акварелей Василия Лесина. В его жанровых композициях 1980-х годов на тему сельской жизни герои представлены на фоне природы. Их фигуры, расположенные лицом к зрителю, немного скованны — будто позирующие художнику или выражающие какую-либо театральную сценку. Фоном для них служит в основном жаркое, закатное состояние природы, вносящее некоторую тревогу, ожидание, напряжение. Отсюда преобладание в колорите глубоких тональных переходов: от золотисто-коричневого до охристо-красного цвета («Свадьба», «Большая семья», «Тревога», «Страх», «Город», «В час заката. Вечер. Беседа»).
Фантастичны в своём повествовательном рассказе пейзажные мотивы «Город и «Холодная весна». В них сложная многоплановая композиция и серо-коричневый колорит с отблесками серебристого придают произведениям особый драматизм.
Акварельный образ «Ненейка» написан в лучших традициях психологического портрета предшественников Василия Лесина — Касыма Девлеткильдеева, Ахмата Лутфуллина, Фёдора Кащеева и других известных башкирских художников.
Тонким лиризмом проникнуты уральские пейзажи Рамиля Абдуллина. Природа, представленная в его акварелях, спокойна и безмятежна. Перед зрителем раскрывается обширная панорама башкирских просторов с пожухлой осенней листвой, утренними туманами, с нежно-розовым рассветом на сером небе, заснеженными дорогами и замёрзшими озёрами. Скрупулёзно, почти миниатюрно художник прописывает деревья и кустарники, гладь воды, вводит в композиции фигурки животных и птиц, оживляя свои сюжеты. Мастерски передано переходное состояние каждого природного мотива («Туман», «Одинокая прогулка», «Пейзаж с костром», «Вода стынет», «Урал. Ноябрь», «Весна. Разлив», «Приморозило»).
На примере акварельных произведений Зуфара Гаянова можно проследить эволюцию развития его пейзажа в разные периоды творчества. Так, его ранним акварелям 1980-х годов присущ живописно-пластический язык, построенный на натурных зарисовках, преображённый автором в единую пейзажную симфонию, сотканную из разнообразных цветовых нюансов («Предчувствие осени», «Вечер», «Заливные луга», «Начало зимы»). Более поздний период, 1990-е годы, обозначен духовными и нравственно-эстетическими поисками (серия «Мои откровения»). Художник избирает вертикальный формат листа, в композиции — плавность, удлинённость и выразительность силуэтов, в живописи — спокойная, ненарочитая цветовая гамма, состоящая преимущественно из светлых, приглушённых оттенков. И в последние, 2000-е годы художник вновь возвращается к изображению земной красоты. Его композиции становятся более свободными, раскрепощёнными, а излюбленный принцип работы акварелью по-сырому даёт нежную, тонкую палитру, превращая природу в гармонию цвета и света («Утренняя роса», «В верховьях Инзера», «Осеннее утро»).
Немаловажную роль в философском мировоззрении Лейсан Рахматуллиной в период её учёбы на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института сыграли ведущие акварелисты — Василий Лесин и Иван Фартуков. Большую поддержку также своими советами во время защиты дипломной работы оказал её наставник, замечательный акварелист Зуфар Гаянов.
В каждой работе Лейсан 1990–2000-х годов присутствует волшебная тайна, нераскрытая загадка, отгадать которую художник предоставляет возможность самому зрителю. Благодаря свободе в выборе темы, сюжета и цветовой гаммы, автор покоряет зрителя ёмкостью композиции с сочным, открытым бирюзово-синим, охристо-жёлтым, розово-лиловым колоритом (диптих «Оборотная сторона жизни», серии «Движение», «Смятение чувств»).
Акварельные композиции 2000-х годов Рамиля Маглиева притягивают зрителя не только своим крупным форматом, но и необычным представлением пейзажного мотива, авторской техникой исполнения. На его картинах природа торжествует, она неспокойна, мятежна, загадочна, непредсказуема. Горные массивы с лесными тропами и извилистыми реками, убегающими вглубь пространства, теряются в клубах серебристых облаков. Ярко вспыхивает на фоне фиолетово-сиреневых далей золотисто-охристая гамма высоких деревьев и пологих берегов. Неудивительно, что его величественным пейзажам присуща какая-то невероятная космическая сила и пленительная красота («Утро в горах», «Пришла зима», «В верховье Белой», «Золотая осень. Инзер», «Над рекой»).
Чарующую красоту мироздания великолепно передаёт в своих акварелях 1990-2000-х годов Виктор Суздальцев. Художник считает, что «природа никогда не бывает скучной. Она разнообразна и выразительна…» — багряная осень и белоснежная зима; буйная, торжествующая весна и яркое, знойное лето. В каждое произведение мастер вкладывает частичку своей души, эмоции и настроение — будь это цельный пейзаж, с широкой панорамой действительности: сельскими домиками с дымящими трубами, горными вершинами и лесными массивами, или небольшой фрагмент природного мотива: скромные ромашки, затерявшиеся в поле, пышное многоцветье летних трав на пригорке («Лето», «Уральский городок», «Весна в горах», «Зима. Урал», «Серебро осени», «Грачевник»).
Особым живописным колоритом обладают акварельные произведения Тамары Андреевой. В экспозиции представлены её пейзажи, созданные во время пленэрных поездок по башкирским и белорусским местам, отмеченные композиционной раскованностью, чётким построением пространства и архитектурных элементов. Очаровывает в них также декоративность и открытость в цвете: благородство изумруда и бирюзы, мягкость охры и золота, прохлада белил и ультрамарина («Дворики старой Уфы», «В Кузьминках», «Вечернее настроение», «Белорусская деревня»).
Портретное творчество Тамары Андреевой сближает её с лучшими образцами русского классического искусства конца XIX — начала XX веков, представителей художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и других. Так, для её «Автопортрета» и «Осеннего портрета» характерны свободная компоновка модели в пространстве, артистизм натуры, трепетность линии и цветовая экспрессия.
Тонкие струны природы затронуты в акварельном творчестве 1990–2000 годов Юлая Басареева. Вдохновлённый поэтической красотой своего родного края, в нежной охристо-бежевой гамме художник трепетно передаёт мягкие тональные переходы зеркального отражения ажурных деревьев в воде, расплывчатые очертания гор, плавно растворяющихся в воздушном пространстве серебристо-серого неба, золотистые скирды на ясной поляне и быструю речушку, извивающуюся посреди зелёных берегов («Оттепель», «Весна», «Мурадымово», «На реке Зилим», «Утро на водохранилище»).
Суровый край представлен в акварельном листе из серии «Ямал» (2018) Светланы Мухачёвой. Хорошо усвоив уроки своего учителя и наставника, курганского художника Германа Травникова, Светлана пришла к крупноформатным, эпическим композициям, представляющим во всей своей первозданной красоте и величии север Западной Сибири.
В своих акварелях 2000-х годов, Зимфира Галимова, нередко используя цветовое пятно как одно из выразительных средств в создании пейзажного образа, показывает особое настроение, носящее ностальгический характер. Её палитра, состоящая из сочетания серебристо-перламутрового и серого, перламутра и коричнево-бежевого; нежно-зелёного и изумрудно-розового цветовых оттенков, создавая эффект мерцания, придают природному мотиву мягкость и лиризм («Караидель. Золотой край», серии «Тишина» и «Ночная Уфа», «За плотиной. Пейзаж с мостом», «Нугуш. «Песен ещё ненаписанных, сколько, скажи, кукушка, пропой…»).
В экспозиции представлены акварельные произведения сестёр из Стерлитамака — Елены и Ольги Литвиненко. Вначале своего творческого пути обе художницы работали в классической акварели. В дальнейшем Елена, в поиске новых тем, пришла к нетрадиционным техническим приёмам в акварельном искусстве. Об этом свидетельствуют её листы из триптиха «Этно» (2016) и диптиха «Славянская свадьба» (2019). В них, для выражения экспрессии, духовности и таинства традиционного обряда, кроме мягких кистей автор использует нож и мастихин. Яркие переливы красного, серого, жёлтого и белого создают особую цветовую гармонию и характер сюжета: от драматического до лирического.
Мажорные краски осени переданы в листе «Мурадымово. Берёзки» (2008) Ольги Литвиненко. Здесь, сохраняя реалистические традиции в построении композиции, автор делает упор на пластику форм и цветовую декоративность природного мотива.
Своеобразной живописной манерой обладает акварельная композиция «Через века» (2011) стерлитамакского художника Сергея Герасимова. Это одна из работ художника на религиозно-философскую тему. Будто из-за тумана, тёмного приглушённого пространства, как мираж выплывает светлое облако, олицетворяя собой целый ансамбль древнерусского собора. Благодаря технике сфумато, мягко моделируя формы, тональные переходы и размытость контуров, художник профессионально передаёт воздушную среду.
Продолжая традиции лирического пейзажа, отображающего жизнь и быт башкирской деревни, Гульназ Иксанова (Гилязетдинова) в одной из своих акварельных композиций «Дорожки к небу» (2015) на первый план выдвигает рукодельное творчество своего народа. Большую часть листа занимают домотканые полосатые дорожки, развевающиеся во дворе деревенского дома. Цветовое сочетание охристо-бежевого и серо-коричневого придаёт колориту тёплый, приглушённый характер. Мастерски передано движение воздуха, порыв ветра и сумеречное состояние неба.
Завершается выставка произведениями Ильдуса Валитова, архитектора по образованию, нашедшего свой индивидуальный стиль в акварельном творчестве. Его листы представляют старую Уфу, с её знакомыми улицами, храмами и мечетями, ветхими домами знаменитых личностей, летним театром. Многое сейчас ушло в прошлое, и эти прекрасные работы художника — свидетельство о той удивительной эпохе, сохранившейся в истории города и памяти уфимцев.
Выставка продолжит работу по 15 декабря 2024 года.