Вышивали бабочек. Каждый — кто как умеет! Кто первый раз в жизни вышивал. А кто-то много десятилетий не брал нитку-мулине с иголкой. Зачем? Наверное, женское волшебство. Какие ощущения после мастер-класса? Что-то стронулось. Что? Что-то из серии — я никогда не смогу этого сделать. Оказывается, сможешь. У меня никогда не получится так красиво — опровергнешь, подтверждая. Так как у Анны Калантар, ведущей мастер-класса, не получится. А получится по-другому, по-своему. И у каждой рукодельницы бабочка вышита прекрасной! Не идеальной копией с образца, а индивидуальным, неповторимым образом.
Для чего нам такое рукоделье? Наверное, познать пределы собственного совершенства — в том, что мы можем, в том, что мы владеем материей… В том, что мы можем не только слова и буковки. А можем преображать руками, стежками, цветными нитями-мазками, разноцветными бисеринками — даровать волшебство. Мы же все немножечко феи. Немножечко волшебницы: нам хочется незримое — то, что у нас в голове сделать зримым. Возможным.
У феи-крёстной была волшебная палочка! У Анны Калантар волшебная ниточка-иголочка.
Фея могла превратить тыкву в карету. Анна и мы можем обычный холщовый мешочек сделать необычным, нарядным. Мы можем взять кусочек белого фетра и превратить его в бабочку — мягкую, цветную, неслышимо звенящую шелестом крыльев. Шелестом жизни, направлением нитей какой-то кусочек страха, который есть у каждой перфекционистки — уходит.
Почему мы многих вещей не делаем — а мы боимся сделать плохо, не так, как в образце. Кто-то сказал, что обязательно должно быть так? Живая природа не терпит одинаковых вещей. Одинаковость — это свойство неживого. Любой ручной труд — он живой. И оживляет исполнителя и носителя. Хенд-мейд искусство.
А мы так уже погрязли в этих механических соловьях и пластмассовых розах. Помните сказку Андерсена?
Поэтому иногда такое вот рукоделье — совсем не безделье — способ справиться с алгоритмом страха. Мы же не хотим быть машиной? Не хотим копировать сделанное машиной, например, стать вышивальным автоматом.
Мы хотим быть собой или выразить себя? Скорее, последнее. У каждой бабочки своя особенность, ни одна не похожа на другую, так же, как и все женщины, что собрались в этот рукодельный круг в художественной галерее «Твоя картина». И разговоры за рукодельем шли глубокие и удивительно осмысленные. Да обо всем, включая состояние русской философии на этот век. Обо всем, включая отношение к книгам — кто что читает. Обо всем, включая отношение к миру — кто что бы хотел сделать для этого мира. А те, кто на регулярной основе успевают что-то сделать для этого мира — у них был момент торжества — они могли показать фото «вышитый домик на думочке» или фото иных уютных вещей.
А у меня пока что появился волшебный мешочек… А что в нем носить? Найдётся. Ещё появилась толика уверенности в том что, чтобы я ни сделала — это будет уникальный опыт и потому не подлежит оценке-сравнению с эталоном-шаблоном. Каждая бабочка, выпорхнувшая из-под моих рук и рук моих подруг, — будет другой. Я не смогу сделать двух одинаковых бабочек и знаю: я не должна повторять чужую. Повторять чужой успех, чужое мастерство. У меня будет своё мастерство, постепенно в чем-либо. Опыт в одном деле может трансформироваться в смелость в другом. Это метафора — вспорхнувшие бабочки. Это метафора, не обязательно я стану увлекаться вышивкой до такой степени, что сделаю её основным хобби.
У меня много увлечений, но какую-то капельку страха, что выходящее из-под моих пальцев немножко несовершенно, я преодолела. Потому что оно живое. Живое всегда несовершенно. Это волшебство мастер-класса от Анны Калантар по вышивке можете сами повторить. И, может, вы получите другие выводы — пока не получите опыт, понимания у вас нет, лишь умозрительные построения.
Только на основании опыта можно сравнить до и после — как вы себе это представляли и как оно вышло. И это тоже магия — смена представлений и расширение способа действий. Говорят, у маленьких детей надо развивать мелкую моторику, ибо интеллект на кончиках пальцев. Скажу, у взрослого человека тоже. И смелость взрослого признать и не чураться никакого труда и не стесняться делать что-то своими руками, не бояться неумелости своих пальцев. И постепенно учиться ими владеть заново — играть на музыкальном инструменте, вышивать, лепить, вязать. Да много чего, хоть розы из морковки вырезать. Делать то, чего никогда или совсем давно не делал. И шагреневая кожа твоего мира перестанет сокращаться. Наоборот, пространство твоей самореализации станет новым свойством твоей жизни, если победишь страх неидеальности. И мастер-класс по вышивке от Анны Калантар подошел мне в том идеально. Вообще, большие художественные вышивки самой Анны удивительный сплав всех техник и технологий работы с нитью и тканью — и гладь, и узелки, и бисер, и аппликация и ещё какие-то неведомые иные приемы. А в результате фантазийное полотно рукотворной картины, полной невероятной энергии — разноцветные миры, снимки из полета фантазии.
Еще у Анны есть картины, гравюры, рисунки. Можно посмотреть в её сообществе.
https://vk.com/art.anna.kalantar
Но об этом как-нибудь в другой раз. А пока делюсь мыслями о рукоделье, мысли порхают как бабочки, ложатся как стежки по полотну. Эти бесконечно свободные бабочки моей души.