Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
ВЕРНИСАЖ
23 Сентября , 12:01

Символичные панно, авангард и забавные игрушки

О Третьем Республиканском открытом фестивале художественного войлока «Войлокфест»

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова с большим успехом проходит Третий Республиканский открытый фестиваль художественного войлока «Войлокфест», посвящённый Году семьи в России и 450-летию города Уфы.

Экспозицию конкурсной выставки составили около 100 произведений профессиональных художников и народных мастеров, в том числе молодых, не только из городов и сёл Республики Башкортостан (Уфа, Межгорье, Салават, Сибай, Стерлитамак, Нефтекамск, Ишимбай, Иглино, Исянгулово, Приютово, Жуково, Геологоразведка, Рахметово и др.), но также городов России и ближнего зарубежья: Москва, Санкт-Петербург, Гатчина Ленинградской области, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск, Златоуст и Миасс Челябинской области, Омск, Новосибирск, Красноярск, Казань Республики Татарстан; Новокузнецк Кемеровской области, Нефтеюганск ХМАО Югра; Саранск Республики Мордовия, Саяногорск и село Аскиз Аскизского района Республики Хакасия, Барнаул Алтайского края, село Целинное Кызыльского района Республики Тыва, Алматы Республики Казахстан и Бишкек Кыргызской Республики.

Произведения участников представлены в категориях «Профессионал», «Народный мастер», «Молодой художник», «Коллектив» в следующих номинациях: «Предметы интерьера», «Предметы одежды и аксессуары», «Арт-объекты», «Куклы, игрушки и сувениры».

Немного предыстории. «…Первый фестиваль «Войлокфест» был проведён в выставочном зале «Ижад» в 2021 году в рамках программы VI Всемирной фольклориады, второй – в 2023-м и был посвящён Году педагога и наставника. В Первом фестивале приняли участие профессиональные художники и народные мастера, во Втором – дети, юношество и их педагоги. Третий фестиваль вновь представляет творчество профессиональных художников и народных мастеров, в том числе молодых.

Учредителями и организаторами Третьего фестиваля стали Детская художественная школа № 2 г. Уфы, Управление по культуре и искусству г. Уфы и Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Партнёрами выступили Всероссийская ассоциация «Творческий союз мастеров по войлоку» (Санкт-Петербург), Региональное представительство Международного Союза педагогов-художников, Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан, Национальный музей Республики Башкортостан.

– Основная цель фестиваля прежняя: это создание благоприятных условий для сохранения, развития и популяризации художественного войлока как основного материала всех тюркских народов. На это направлены конкурсная выставка и фестивальная культурно-просветительская программа… – отмечает Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова по научной работе, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова, куратор Республиканского выставочного проекта «Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», заместитель председателя конкурсного жюри, научный руководитель фестиваля.

– Все произведения, вошедшие в экспозицию конкурсной выставки, прошли I (отборочный) тур фестиваля. Конкурсное жюри, уже традиционно, возглавил заслуженный художник РФ и РБ, профессор художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, руководитель Центра художественного войлока Талгат Хасанович Масалимов… – поясняет Ляйсан Гильманова, художник по войлоку, преподаватель Детской художественной школы № 2 г. Уфы, член Союза художников России, член Международного Союза педагогов-художников, член Ассоциации «Творческий союз мастеров по войлоку», автор идеи и куратор Республиканского открытого фестиваля художественного войлока «Войлокфест».

В номинации «Предметы интерьера» категории «Профессионал» свои работы представили преподаватели г. Уфы Республики Башкортостана и г. Алматы Республики Казахстан – Талгат Масалимов и Майса Икласова. В их сюжетных и пейзажных композициях звучит неиссякаемая тема самобытной культуры, её многовековых традиций, величие и красота природного мотива («Память», «Пейзаж», «Табун», «Кансонар»). Так, в работе Майсы Икласовой «Кансонар» изображено удачное время для казахской охоты, когда следы зверя видны на первом снегу. С охотником его помощники: хищная птица и борзая собака. Великолепно передано яркое закатное небо.

Большой интерес представляют несколько монументальных панно, в том числе на тему христианских праздников («Благовещение», «Рождество») и философский триптих «Время собирать» омской художницы Юлии Терёхиной. Величественные образы евангельских героев будто парят в пространстве, внося в атмосферу лёгкость и воздушность. Существует множество версий, объясняющих выражение «…время собирать камни». Так, в одной из книг Ветхого Завета мудрый царь Соломон делает вывод, что счастье и несчастье, сменяя друг друга, подчинены своим законам. В наши дни в это выражение вкладывается такой смысл: «неминуем час, когда за всё ранее содеянное придётся нести ответственность».

Символично панно мастера из Екатеринбурга Ольги Севостьяновой «Крест процветший», из основания которого выходят тонкие ветви и ажурные листья, превращаясь в растительный орнамент.

Фантастическое зарождение Вселенной представлено в авангардной композиции «Артефакт» известного художника из Межгорья Виталия Шаповалова.

Используя в своих монументальных работах природный материал, профессиональный художник из Новокузнецка Елена Яснур достигает в композиции и колорите естественности, глубины пространства и органичного единства («Живое и мёртвое», «В тени. Озеро Телецкое»).

Мастерски передана из шерсти фактура коры дерева в композициях Екатерины Алексеевой из Ростова-на-Дону и Анны Горб из Златоуста («Золотой дуб», «Кора»).

Тема мифологии и знаковой культуры нашла своё отражение в строгих композициях стерлитамакских профессионалов, сестёр Ольги и Елены Литвиненко. Для воплощения замысла и идеи своих творений авторы удачно используют смешанные материалы – шерсть, мешковину, льняные нитки, медь; а также технику мокрого валяния, горячую эмаль и элементы коллажа («Конёк», «Кускар»).

Философский подтекст панно «Карусель» и «Священное дерево» московского мастера Марии Маломуд усиливает композиционная экспрессия и яркий, сочный, контрастный колорит.

В авангардном ключе решена композиция уфимского мастера Елены Широковой «Зарождение». Историческая эпоха наскальной живописи представлена в панно «Последний мамонтёнок» нефтекамской художницы Земфиры Гилязовой.

Предметы интерьера, представленные профессиональными художниками из Уфы, Стерлитамака, Ишимбая и Санкт-Петербурга разнообразны как в сюжетном, так и в технологическом плане. Национальная тематика присуща работам Лейсан Гильмановой («Праздник в доме», «Сергетыш ханской невесты»), Талгата Масалимова («Полнолуние») и Веры Шаригиной («Башкирская лошадь»), Гузель Мухамедьяровой («Знаки») и Ольги Батуриной («Зелёный орнамент», «Белые письмена»).

В этой же номинации категории «Молодой художник» приняли участие Айзиля Хажина, Карина Каримова, Мырзайм Ормонова – студентки 5 курса художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (руководитель – Т.Х. Масалимов), а также Анна Пояркова выпускница Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа (руководитель – В. Н. Мухаметдинова). В их дипломных работах тема Космоса, Вечности и бренной человеческой жизни приобретает широкий, философский смысл. Монументальные войлочные композиции, построенные по традиционным канонам – многоплановы и «живописны». Послойное наложение цветной шерсти на поверхность полотна даёт ощущение движение кисти, разнообразие мазка, как на живописной картине («Вечность», «К истокам», «По следам легенд», «Посвящение Мустаю Кариму»). Так, в войлочном произведении «Посвящение Мустаю Кариму» образ народного поэта Башкирии представлен в окружении прекрасной природы его родного края – аула Кляш, с его высокими горными вершинами, на фоне серебристого осеннего неба, с пышной золотисто-багряной кроной вековых деревьев.

Свои дизайнерские работы в народном стиле в номинациях «Предметы одежды и аксессуары», «Арт-объекты» категорий «Народный мастер», «Молодой художник» представили мастерицы из Башкортостана, Челябинской области, Мордовии, Алтайского края – Фатима Хайретдинова, Галина Терентьева, Гульнара Шарипова, Ольга Гостяева, Александра Гончарук и Анна Чернышкова, Юлия Неприятель. Это женская одежда в национальном стиле, выполненная в технике нуновойлок, вязание и вышивка, мужская и женская обувь (ката и сарык); восхитительные женские украшения в технике фильцевания; оригинальные комплекты для интерьера.

Четырёхстворчатый арт-объект уфимского профессионала Олеси Сапожковой «Женщина» представил зрителю четыре изумительных по дизайнерской задумке и технике исполнения платья: «Детство», «Юность», «Зрелость» и «Старость». Прекрасным эстетическим дополнением к нему стали белоснежный женский комплект с вышивкой (берет и сумочка) барнаульского молодого художника Анастасии Банных и комплект женской одежды «Голубой» народного мастера из Нефтекамска Разиды Кашаповой.

Величественную, белоснежную богиню Мару – олицетворяющую в древнеславянской мифологии смерть, зиму и холод, представила в своём пространственном арт-объекте «Многоликая» профессиональный мастер из Уфы Ольга Серебренникова. Здесь же, в композиции «Зимняя сказка» она демонстрирует так называемую «кику» (или «кичку») – древнерусский головной убор с рогами замужних женщин. Эту своеобразную «корону замужества» носили как в будни, так и по праздникам. Название «кика» произошло, скорее всего, от славянского «кыка», то есть «волосы», означающее женскую косу. Заменяя красоту волос, она выглядела как настоящее произведение искусства.

Весёлый импровизированный уголок деревенской жизни сложился из композиций Айгуль Плотниковой «На лугу», Надежды Смирновой – «Лето у бабушки», Зои Ленденской-Большаковой – «Тихие шаги за ночным окном», Равии Абдуллиной – «Ягнёнок» и Гульнары Мурзиной – «Казбабай (Дедушка-гусь)».

Особую часть выставки составляют номинации «Куклы, игрушки и сувениры» и «Арт-объекты» категорий «Профессионал», «Молодой художник», «Народный мастер» и «Коллектив». Участники из городов и сёл Башкортостана, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Саяногорска, Красноярска, Барнаула, Нефтеюганска и других регионов представили в войлоке свои изумительные по технике исполнения сюжетные композиции на самые разнообразные темы. Здесь забавные игрушки и известные сказочные персонажи; игровые наборы перчаточных кукол «Лесные звери» и деревенские мотивы; элементы национальной одежды и затейливые комплекты женской бижутерии «В гармонии с природой», «Звон Вселенной», «Гармония семейных оттенков».

Среди миниатюрных изделий – валенки-шептуны. С давних времён, этот сувенир-оберег является своеобразным подарком для гостей, в них люди нашёптывали свои заветные желания, клали монетки и зёрнышко хлебного злака.

Гармоничное сочетание разных материалов и техник даёт возможность авторам расширить свои границы фантазий и создать яркий и выразительный образ. Среди них грациозная кукла «Рожаница», представляющая одну из древнейших славянских Богинь Рожану – покровительницу зарождения новой жизни. Её автор – профессиональный художник из Новосибирска Нина Сасовец.

В номинации «Предметы интерьера» категории «Коллектив» активное участие приняли студенты кафедры изобразительного искусства и дизайна Казанского государственного института культуры (ковёр «Умай»), члены Народной студии башкирского национального костюма «Селтэр» при Культурном центре «Атайсал» РЦНТ МК РБ (ковёр «Войлокфест»), а также 476 мастеров из России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Сирии, Германии и Центральной Африки (ковёр «Дружба народов»).

Завершает фестиваль дизайнерская коллекция из семи очаровательных моделей «Уральская мозаика» уфимского художника Анны Даниловой.

Выставка экспонируется по 29 сентября.

Фото автора

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: