«Красота в беде — это самая трогательная красота»
Эдмунд Берк
В прошедший четверг, 25 июля, в музее музыки им. Ф.И. Шаляпина состоялся творческий вечер графика, живописца, заслуженного художника Республики Башкортостан, члена союза художников России (с 1991 г.), члена творческого Союза художников РБ (с 2004), И. В. Тонконогого, главного редактора журнала «Рампа» о культурной жизни Республики Башкортостан. Игорь Валерьевич принял участие в оформлении зала «Дебют и Бенефис» в музее музыки им. Ф.И. Шаляпина.
Игорь Валерьевич Тонконогий родился в 1958 г. в городе Стерлитамаке. Окончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института (1980 г.). Художник-график, живописец, живет и работает в Уфе. Участник республиканских, зональных, всероссийских и международных выставок (с 1979 г), участник российских выставок: Московский Арт-салон, ARTMANEGE, ART MOSCOW, Московский международный художественный салон. В 1993 и 1994 гг. состоялись персональные выставки художника в Англии. В 1998 г состоялась персональная выставка Игоря Валерьевича в США – в Музее современного русского искусства, там же участвовал в выставке «Неизвестная Россия». Произведения художника хранятся в частных собраниях в России и за рубежом: в Англии, Франции, Израиле, Канаде, Польше. Также его работы можно увидеть в российских и зарубежных художественных музеях и картинных галереях.
Во время мероприятия Игорь Валерьевич рассказал о своём становлении как художника, о работе над рисунками для зала музея «Дебют и бенефис», об изучении образа Шаляпина. При поступившем предложении от Елены Замрий, председателя Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра, оформить зал музея «Дебют и бенефис» было решено взяться за эту работу. А далее создавались эскизы, наброски на основе имеющихся сохранившихся снимков, дошедших до современников изображений великого певца, ставшего «голосом России».
Игорь Валерьевич, лаконичен, вдумчив, немногословен, ведь ему и без того есть, что сказать через свои работы. Зрители познакомились с творчеством художника – печатной и уникальной графикой, акварелью, карандашом, пастелью, а также живописными произведениями. В работах художника ярким лейтмотивом являются образы животных, но Игорь Валерьевич не является анималистом, в привычном понимании этого жанра. Мир флоры и фауны, запечатленный художником, является отражением душевных состояний присущих каждому человеку. Так, серия «Непокорённые» относит нас к миру людей, через образ лошади, самодостаточной, изящной, грациозной и непокорной. Лошади, в картинах художника стянуты канатами, веревками, но находятся в процессе преодоления этих «пут». В этом и видится процесс жизни. С одной стороны нити судьбы, приводящие в движение живой организм, с другой – паутины страстей, пороков и прочих ограничений, накладывающих отпечаток на свободу и личные границы человека.
И даже в образе человека читается преодоление или игра контрастов, есть у Игоря Валерьевича работа «Красавица и чудовище» (или «Встреча», 2020). На ней изображены два антипода – хрупкая девушка и сильный, но будто отчаявшийся мужчина. Художник расположил их за одним столом, и в этой борьбе контрастов преодоление, только вопрос уже в том, кто же всё-таки остаётся более беззащитным. На творческой встрече зрители познакомились и с работами, на которых изображены открытые, и закрытые двери. По словам художника: «тема дверей одна из любимых многими мастерами изобразительного искусства, каждый видит, естественно, по-своему, у каждого своя дверь…». И вновь видится преодоление. Ведь за «двери» таинственной «Нарнии души» нужно ещё «заглянуть». Мотив пут, дверей и оконных проёмов, наверное, один из основных в творчестве художника. Есть у Игоря Валерьевича работа, посвящённая художникам, ушедшим в непростое ковидное время в мир иной, поэтому на картине холст на мольберте закрыт материей …
Также автор разрабатывает образ деревьев. У Игоря Валерьевича деревья преимущественно осенние, зимние. Аскетичные, не голые, а именно «обнажённые», изображённые в самых разных ракурсах. Их художник пишет и рисует на фоне разных времен года. На нескольких акварельных листах изображено дерево, которое, по словам Игоря Валерьевича, живёт во дворе его дома, оно претерпевает разные насильственные изменения со стороны людей, но продолжает расти.
Само существо жизни состоит из противостояния трудностям, преодолении их и в вечном движении. Образы, созданные Игорем Тонконогим, находятся в вечной борьбе за жизнь. Здесь и высвечивается истинная красота. О подобном писал некогда англо-ирландский публицист Эдмунд Бёрк: «Красота в беде — это самая трогательная красота».
…Истинный творец является преемником традиций прошлых лет, курсирует по волнам заповедных уголков памяти. Об этом свидетельствуют воспоминания друзей юности, соратников и коллег. Так было и 25 июля в зале музея музыки им. Ф.М. Шаляпина. Судьба человека имеет самобытный и зачастую непредсказуемый ракурс. В продолжение встречи Игорь Валерьевич рассказал и о периоде жизни за границей, о дружбе с однокурсниками. А ещё о милых сердцу эпизодах жизни и ярких путешествиях.
Во время музыкальной паузы творческого вечера перед гостями встречи выступили Михаил Егоров, студент 1 курса Уфимского училища искусств, ему аккомпанировала Земфира Мухамедовна Гилимханова, преподаватель по фортепиано детской музыкальной школы № 14, отличник образования Республики Башкортостан. Они исполнили романс из репертуара Ф.И. Шаляпина «Улица, улица» на стихи Василия Сиротина и музыку Александра Дюбюка.
Художник – кудесник способный оживить и воспеть подлинную жизнь вещей: предметов, животных, окружающего мира. Но не каждому мастеру удаётся сделать это с такой филигранностью, как это делает Игорь Валерьевич.
Зал в музее в этот вечер был переполнен, пришедшие коллеги, друзья, соратники, поклонники с увлечением и благодарностью погружались в работы, задавали вопросы…
– Игорь Валерьевич был самым чутким и творческим сотрудником института. Его новаторским идеям, невероятному обаянию мог бы позавидовать каждый. При этом скромный, ответственный и тонко чувствующий молодой художник, покорил сердца мастерством и природной одарённостью, – поделилась воспоминаниями Татьяна Федоровна Тарасова, бывший начальник отдела информации в НИИ проблем сверхпластичности металлов РАН, а Игорь Валерьевич служил художником в этом институте под ее руководством.
– Шаляпин стал символом широты русской души, а Игорь – олицетворение широты таланта. Он владеет всеми печатными и рисовальными техниками, а также живописью. В данное время является главным редактором журнала «Рампа». Мы говорили о металлопластичности, а я хотел бы сказать о пластичности. Игорь гибок интеллектуально, приемлет лаконичность, не терпит пустозвонства. Ответственный и грамотный руководитель… – заметил Хайдар Кульбарисов, художник и писатель, постоянный автор журнала «Рампа».
– Хотелось бы отметить от коллектива авторов то, что мы все бесконечно любим Игоря, тонко чувствующего, скромного и одарённого мастера. Многая лета этому грамотному руководителю, дальнейших успехов и воплощения в реальность всех творческих идей! – пожелала виновнику торжества Эльвира Каримова, журналист, автор журнала «Рампа».
В завершение вечера Игорю Валерьевичу было вручено благодарственное письмо от Министерства культуры РБ, подарки от музея музыки им. Ф.И. Шаляпина и от Уфимского Шаляпинского центра.
Фото автора и из материалов музея Ф.И. Шаляпина