Все новости
ВЕРНИСАЖ
12 Июня , 12:25

Дар благодарной памяти

Экспозиция в выставочном зале «Ижад» посвящена Победе советского народа в Великой Отечественной войне и приурочена ко Дню России

«Дар благодарной памяти» – под таким названием в выставочном зале «Ижад» проходит выставка избранных произведений из проекта «Адрес памяти – Воскресенское», представляющая живопись, графику, скульптуру из коллекции Воскресенской картинной галереи в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова.

Выставка, ставшая органической частью выставочного и научно-просветительского проекта «Адрес памяти – Воскресенское», стартовавшего в БГХМ им. М. В. Нестерова в 2017 году, посвящена Победе советского народа в Великой Отечественной войне и приурочена ко Дню России.

В экспозиции – 111 произведений, представляющих дар 45 художников Москвы и других городов страны, бывших учеников и преподавателей Московской средней художественной школы при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, находившихся в 1941–1943 годах в селе Воскресенском в эвакуации. Это всемирно известные художники: Гелий Коржев, Пётр Оссовский, Виктор Иванов, Алексей Мерзляков, Люциан Шитов, Игорь Попов, Сергей и Алексей Ткачёвы, Андрей Тутунов, Валентин Пурыгин, Виктор Бабицын, Наталия Сапожникова, Руслан Кобозев, Вера Дрезнина, Виктор Будихин, Тамара Осипова, Владислав Фёдоров, Виталий Меньшиков, Андрей Марц, Борис Немечек, Клара Власова и многие другие, а также их педагоги – Александр Осипов, Михаил Добросердов и Акиндин Шорчев.

Историю создания галереи и формирование её уникальной коллекции, о каждом авторе и их произведениях зритель узнает из аннотации и информационного материала, подготовленных куратором проекта, автором экспозиции выставки и альбома-каталога «Адрес памяти – Воскресенское» (Уфа, 2016), заместителем директора БГХМ им. М. В. Нестерова по научной работе, заслуженным деятелем искусств РБ, лауреатом Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова Светланой Владиславовной Игнатенко.

Выставка привлекает внимание не только своим историзмом, в котором работали художники-воскресенцы на протяжении всей своей творческой жизни, но и художественным разнообразием жанров и тем. Их судьбы разные, порой драматичные: у одних – оборвавшиеся в раннем возрасте, у других – пережившие свои взлёты и падения. Каждый из художников в начале своего творческого пути, работая в реалистических традициях, в дальнейшем испытал влияние других направлений: стилистику «сурового стиля», живописную раскованность импрессионизма, эмоциональность экспрессионизма. Об этом свидетельствуют работы, представленные на выставке.

Так, лирическая акварель «Паром. Село Воскресенкое», тонко исполненная 16-летним Валентином Пурыгиным (1926–2002) в годы эвакуации, противопоставлена его крупноформатному пейзажу «Теплый день. Зима» (1968), широкими пастозными мазками передающему мощь и лучезарную красоту пробуждающей природы.

Тщательная прорисовка и яркая декоративность, присущая этюдным работам 1970-х годов Игоря Мануйлова (1928–2000), посвящённых Московскому Кремлю, противостоят психологической трактовке сюжета и образов в графических эскизах к его картине «Проводы» (1942-943), выполненных в «воскресенский» период.

Монументальные полотна Петра Оссовского (1925–2015), написанные в разные периоды, позволяют проследить его творческое становление: от картин бытописательского характера, с ширью пространства и развёрнутой панорамой действительности со спокойной цветовой гаммой до чётко выстроенной по диагонали композиции с контрастным колоритом («На московских окраинах» 1959, «Москва. Кремль» 1980).

Интересная ретроспектива графических и живописных работ представлена в творчестве Веры Дрезниной (1924–2004). Её камерные ученические этюды военных лет – с психологической трактовкой образа и тёмным колоритом уступают светлому и мажорному персонажу мирного времени («Портрет девушки», «Фигура в интерьере», «Сарай. Башкирия» – 1940, «Гуси» 1942, «Портрет Дины Парахиной» 1978).

Неоценимый вклад в искусство оформления книги внёс советский график, иллюстратор и линогравёр Дмитрий Дмитриев (1925–1983). Его цветная линогравюра «Орлёнок» (1959) создана по мотивам одноимённой, широко известной песни, оставившей заметный след в истории СССР.

В 23 года трагически оборвалась жизнь молодой художницы Людмилы Адамович (1925–1948), оставившей свой след в искусстве мастерски выполненными в 1940-е годы психологическими портретами, эпическими пейзажами и лирическими натюрмортами.

В 1944 году, прямо из Воскресенска был демобилизован на фронт и погибший за освобождение Венгрии молодой художник Моисей Миркин, запечатлённый в живописном «Портрете Мони Миркина» (1941) его одноклассником по Московской художественной школе Гелием Коржевым (1925–2012). Известный советский, российский живописец и педагог представлен также в экспозиции несколькими работами, созданными как в эвакуационный, так и в послевоенный период. Это небольшие по формату живописные этюды, изображающие село Воскресенское, его исторический медеплавильный завод и больницу, в которой когда-то лечил сельчан знаменитый хирург Эргард Иванович Корлейс (1870–1927), в доме которого в военный период были размещены московские школьники. Несколько этюдов выполнено в 1950-е годы. Так, графический набросок «Гомер» (1958) был создан художником во время работы над известным триптихом «Коммунисты» (1957–1960). Большой интерес представляют его живописные этюды. Это прекрасные женские фигуры к картине «Осень», изображённые на светлом и тёмном фонах, с крепким пластичным рисунком и выразительным силуэтом. Великолепен по живописи погрудный портрет молодой девушки, этюд к картине «Утро». Её лицо, написанное в светлых нежно-розовых оттенках на охристо-коричневом фоне, будто излучает внутренний свет и тепло. Взгляд модели спокоен и сосредоточен, на пышную копну волос падают солнечные блики, создавая мягкие цветовые рефлексы. Не случайно в своё время на эту картину обратил внимание частный коллекционер из Америки, где она, возможно, сейчас и находится.

Особый интерес в экспозиции представляют карандашные наброски, акварельные и гуашевые эскизы московских школьников 1941–1943 годов. Они стали не только подлинным документом тревожного времени, но прекрасным продолжением русских реалистических традиций. Здесь есть образы воскресенских мальчишек с не по-детски серьёзными глазами, портреты учащихся московской школы, позирующих в интерьере комнаты, на фоне сельского сарая, на нейтральном фоне, а также жители Воскресенска. Это рисунки «Лёша Мерзляков» и «Г. М. Коржев» Виктора Иванова (род. 1924), «Воскресные мальчики» Николая Терещенко (1924–2005), «Мальчик из Воскресенска» Алексея Мерзлякова (1924–1966), «Ира Никонова» Надежды Воробьёвой (1924–2011), «Эвакуированная» Виталия Меньшикова (1927–2021), «Овчаров за работой. Село Воскресенское» Юрия Дворецкого (1927–1991), «Автопортрет» Евгения Батыря (1925–2008), «У кузницы. Воскресенск», «Сидящий старик», «Девочка-башкирка» Виктора Бабицына (1926–2000), «Башкирия. Портрет молодой женщины» Евгения Лобанова (1924–?).

Особое внимание привлекает эффектный карандашный портрет Нины Лотовой, созданный в Воскресенске в 1941 году совсем ещё юным Борисом Немечек (1925–1978). После войны, получив образование на художественном факультете ВГИКа, Борис Константинович до конца своих дней работал художником-постановщиком, вначале на Киевской киностудии им. А. П. Довженко, затем – на киностудии «Мосфильм». Художником было оформлено более 20 известных советскому зрителю кинофильмов, среди которых «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Берегись автомобиля», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Мимино» и многие другие.

Пейзажный ряд с изображением села Воскресенского представлен в пленэрных работах Александра Суханова (1924–1995) – «Река Тор весной» (1942), Виктора Будихина (1925–2005) – «Дождливый день» и «Уголок двора» (колхоз «Оборона» 1941), Клары Власовой (1926–2022) – «Воскресенск» (1942), Владимира Винокура (1927–2017) – «Рынок» и «Больница» (село Воскресенское, 1959).

Виртуозным мастерством отмечена серия карандашных рисунков 1920-х годов советского живописца и графика, педагога Александра Осипова (1892–1981). В них автор запечатлел себя и своих родных – жену, дочь и сестру. Мягки и поэтичны по живописи его этюды московского периода 1960-х годов («Московский Кремль», «Старая Москва»).

В разнообразной технике решены работы его дочери – советского, российского живописца и графика Тамары Осиповой (1924–1989). Зритель сможет увидеть здесь живописный этюд «В свободную минутку» (1960), карандашные и пастельные зарисовки дочери и внука художницы («Машенька» 1969, «Данилушка» 1981), а также выразительные акварели из цикла «Балет» (1960–1970-е).

Небольшими акварельными зарисовками своей семьи (1950–1960-е), проникновенным живописным пейзажем «Захолодало» (1972) и психологическим довоенным портретом «Лёва» (1940) представлен советский, российский живописец и график, муж Тамары Александровны – Владислав Фёдоров (1924–1993).

Среди педагогов по Московской средней художественной школе и Суриковского института наряду с другими преподавателями следует отметить Акиндина Шорчева (1897–1991), покорившего зрителя на выставке городскими пейзажами 1960-х годов – «Москва. У Дома Союзов» и «У Бородинского моста». В них звучит торжество цветовых изысков, характерное для импрессионистического направления, которому отдавал предпочтение художник с 1930-х годов.

Особую любовь к столице своей родины испытывал советский, российский, живописец и график, Народный художник РСФСР Игорь Попов (1927–2002). Благодаря композиционному построению, сюжетной трактовке и колористическому решению – его живописные пейзажи «Кремль. XVII век» (1958) и «Фрунзенская набережная, дом 14» (1971) раскрывают суровую красоту исторической Москвы и ностальгирующую поэтику современного города.

 В живописном разделе выставки зрителя привлечёт репрезентативный и торжественный «Портрет актрисы Краснопевцевой» (1952) советского, российского живописца и графика Наталии Сапожниковой (1923–2008). По поводу портретируемой известны некоторые интересные факты из её личной жизни. Краснопевцева Лидия Павловна (1925–1999) – актриса Тамбовского драматического театра (1953), жена, верный друг и спутник одного из представителей советского «неофициального» искусства Дмитрия Михайловича Краснопевцева (1925–1995), выпускника Московского художественного училища памяти 1905 года (1941–1942, 1945–1948) и Суриковского института (1949–1955), лауреата престижной премии «Триумф» (1993). В связи с этим событием директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова – одна из наиболее активных почитателей искусства Краснопевцева – открыла в музее выставку его работ. Через год, на основе коллекции живописи и графики, подаренной Пушкинскому музею советским и российским пианистом Святославом Рихтером, открылся Музей личных коллекций Дмитрия Краснопевцева. Позже, «после смерти художника, его вдова, Лидия Павловна, ненадолго пережившая своего мужа, передаёт музею ещё один ценнейший дар: около 700 единиц предметов, в том числе и мемориальную обстановку мастерской, и любовно собираемую несколькими поколениями семьи Краснопевцевых коллекцию редкостей».

Творческий тандем выдающихся советских живописцев, братьев Алексея и Сергея Ткачёвых, хорошо известен широкому кругу зрителей. В их монументальной портретной композиции «Мать с ребёнком» (1967) как в сюжете, так и в композиционном и колористическом плане ярко прослеживаются черты социалистического реализма.

Скульптурные композиции в металле на анималистическую тему – образы животных и рыб («Конь», «Дикобраз», «Носорог», «Глубоководная рыба»), в интересной авторской интерпретации и пластической выразительности решены советским и российским скульптором Андреем Марц (1924–2002).

В завершение стоит отметить неоценимую роль в подвижнической общественной деятельности советского, российского живописца, графика, педагога, писателя, публициста и мемуариста Люциана Шитова (1925–2017). Большой интерес, как с литературной, так и с исторической точки зрения представляют его книги «Вундеркинды» (1999), «Лучи детства» (2013) и «Школьные годы чудесные» (2014), созданные на основе собственных воспоминаний, дневников, мемуаров и зарисовок 1939–1943 годов. На выставке зрителю предоставлена возможность увидеть характерные портретные наброски и зарисовки, выполненные Люцианом Александровичем в послевоенные годы. Это его однокурсники и педагоги по Московскому институту им. В. И. Сурикова, имена которых стали известны широкому кругу почитателей их таланта – Александр Осьмёркин, Пётр Оссовский, Михаил Добросердов, Александр Завьялов, Евгений Лобанов, Александр Суханов.

Выставка продлится до 30 июня.

Авторы:Ольга ПОЛЕНОКФото автора
Читайте нас: