Выставка посвящена предстоящему юбилею города – 450-летию основания Уфы, который предстоит в 2024 году. Экспозиция получила название «Тропою Зираха» неслучайно, ведь благодаря работам мастера для современников стало возможным отследить значительные изменения, произошедшие в Уфе за целый век.
В рамках открытия выставки состоялся круглый стол «Наследие и урбанистика: традиции и тренды» с участием ведущих археологов, специалистов по истории города Уфы, краеведов, архитекторов, общественных деятелей, представителей Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. В мероприятии много и активно говорили, дискутировали об историко-культурном наследии Республики Башкортостан.
На открытии выставки все желающие могли ознакомиться с каталогом «Уфа и ее окрестности в фотонаследии А.А. Зираха». Работы по реставрации фотографий из альбомов А.А. Зираха и печать каталога проводил Центр творческих инициатив «Арт Вектор» совместно с Национальным музеем Республики Башкортостан при поддержке Фонда грантов Главы Республики Башкортостан. Восстановлением и реставрацией снимков занимался известный эксперт, фотограф Борис Иванович Конюхов. Научный эксперт, составитель каталога – Вера Николаевна Макарова, руководитель отдела истории края Национального музея Республики Башкортостан. Всего было отреставрировано около 400 фотографий, в каталог вошли 100 из них.
«Наш проект обеспечивает сохранение историко-культурного наследия города Уфы. Накоплен опыт реставрации «угасающих» фотографий, имеющий большое значение, как для музейных специалистов, так и для широкого круга пользователей. Наличие систематизированного фонда фотографий по истории города Уфы в виде цифрового и печатного каталогов пополнит галерею фотолетописи не только Республики Башкортостан, но и городов России начала ХХ столетия, отражающих их своеобразие. Каталог будет интересен молодежи, учащимся и преподавателям по предмету "Уфаведение", студентам и преподавателям высших учебных заведений по предмету "история архитектуры", экспертам, краеведам и искусствоведам, гостям Уфы и туристам», – прокомментировал проект директор Центра творческих инициатив «Арт Вектор» Марат Файзуллин.
Увлечение ремеслом создания фотографических полотен было делом жизни Аполлония Зираха. Фотохудожник на протяжении 22-х лет работал оценщиком в страховом отделении Уфимской земской губернской управы. Начал свою карьеру в 1908 году, создавая первые фотографии города Уфы и её окрестностей. За 11 лет плодотворной творческой жизни фотохудожник создал несколько тысяч снимков города. Ещё при жизни фотограф передал свою богатую коллекцию работ Башкирскому краеведческому музею. После его смерти на фотографиях появились подписи на «тюрки» и на русском языках. Негативы не дошли до современников, часть работ Зирах передал в частные коллекции.
Большинство снимков, которые Аполлоний Александрович делал по долгу службы, не сохранились. Но сегодня уцелевшая часть наследия представлена в стенах музея. Это уникальное собрание фотографий Аполлония Зираха начала XX столетия с видами города Уфы и его окрестностей. На сегодняшний день фонд фотографий является раритетом Национального музея Республики Башкортостан и культурным наследием республики. На выставке впервые продемонстрирован большой формат восстановленного изображения. Для экспозиции восстановлен исходный цветовой ресурс снимка, сделаны предварительные выводы по поводу использования техники печати: платино-палладиевая печать и каллитипия.
«Фотография является чрезвычайно важным видом исторической памяти. Зачастую только на фотографиях и сохранились многие важные свидетельства истории ушедших эпох. Аполлоний Зирах – мастер светописи, он формирует композицию как незаурядный художник и фотодокументалист. На примере творчества А.А. Зираха виден высокий уровень, которого достигали уфимские фотографы-любители. Его творчество находит общественное признание. К сожалению, многое мы уже никогда не увидим. Но, из тысячи снимков, что сделал художник, самые значимые хранятся в фондах Национального музея Республики Башкортостан. Фотографии получили аннотации, альбомы ‑ завершенный вид. Опознавательным знаком фотографий А.А. Зираха стала каллиграфическая надпись по верхнему краю на башкирском и русском языках. Супруга фотографа передала альбомы в музей только в 1927 г. Значение этого дара, как и личности А.А. Зираха трудно переоценить. Он оставил после себя неизгладимую память в виде уникальных фотографий старой Уфы», – подчеркнула Вера Николаевна Макарова.
«Можно с уверенностью сказать, что он возился с каждым отпечатком довольно много: я нигде не видел такой разнообразной по цветовой гамме ретуши и использования фактуры фотобумаги для эффекта изображений. Зирах любил тонировать свои фотографии, причем не только в сепию, но различные другие цвета: голубой, синий, серебристый, золотистый, оранжевый и т.д. Несколько фотографий он вообще попытался раскрасить и это хорошо видно при восстановлении изображения. Восстановление началось с многократного копирования каждого фотоотпечатка при различных уровнях экспозиции и режимах освещенности. Оно длилось почти пять месяцев, во время которых обнаруживались не только неизвестные ранее подробности каждого кадра, но и следы тонирования, раскрашивания и иных методов по улучшению фотоотпечатков давно ушедших времен», ‑ констатировал эксперт Борис Иванович Конюхов.
На открытии выставки также был представлен фильм «Зирах» режиссера Рустема Шайхутдинова, работу над которым ведет Центр творческих инициатив «Арт Вектор». В Национальном музее зрители смогли увидеть трейлер фильм.
Национальный музей Республики Башкортостан формирует выставки, демонстрирующие историческое и культурное наследие. Очевидна ценность экспозиции «Тропою Зираха» не только для исследователей края, но и для рядовых посетителей, жителей и гостей столицы республики. В условиях обновления городской среды фотографии Аполлония Зираха являются уникальным источником информации об Уфе прошлого столетия.
Восстановленные фотографии музейного фонда пополнят фотогалерею российских городов начала 20 столетия и источники исследования урбанистической культуры края.