В клубе уфимских литераторов
Все новости
ВЕРНИСАЖ
26 Июня 2023, 12:37

«Цвет странствий» Александра Заярнюка

Живопись Александра Заярнюка – это мир ярких красок, света, воздуха, воды и солнца. Сочные крымские пейзажи, солнечная Испания, романтичная и призрачная Венеция, в водах которой так нереально отражается небо… В серый пасмурный день эти работы – как радостный светлый праздник. Его картины находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, США, Армении. Живет художник в Бирске, преподает на художественно-графическом факультете государственной социально-педагогической академии.

На выставке представлено около шестидесяти живописных полотен – это пейзажи и натюрморты, объединенные концепцией движения, позитива и путешествий. Художник ставил перед собой задачу всплеска положительных эмоций и позитивного настроя у зрителя. Серия последних работ Александра Заярнюка пронизана экспериментами с разными материалами и техниками (акрил, масло, коллаж, различные рельефные пасты), но задача, или набор задач остаются прежними – раскачать, взбудоражить зрителя и вызвать положительную рефлексию.

На открытие, помимо обычных зрителей и руководства музея в лице заведующей научно-экспозиционным отделом Егоровой Миляуши Рашидовны, присутствовали художники, поэты, музыканты, искусствоведы (Дина Ахметова, Альмира Ким). Как сказала Альмира Ким: «Работы художника – это другие параллельные миры, в которые он нас неизбежно затягивает, и нам сложно сопротивляться».

Выставку дополняла музыкальная составляющая – выступления скрипачей-виртуозов из Боливии (Кристиан) и Эквадора (Итан) и это неудивительно, так как работы Заярнюка очень музыкальны и созвучны тому, что исполнялось.

– Я родился в обычной деревне Хайбуллинского района Башкирии, но с красивым «городским» названием – Подольск, – рассказывает о себе Александр Николаевич. – Сколько себя помню, всегда рисовал всем, что было под рукой: краски, карандаши, уголь. Думаю, страсть к искусству передалась мне от мамы: она работала фармацевтом, но любила рисовать. В семье царила творческая атмосфера: отец очень много читал и меня к этому приобщил; благодаря родственникам с Западной Украины у меня всегда в наличии были карандаши, краски. Несмотря на испорченные обои, родители моё увлечение всячески поддерживали. Однако, в художественной школе я не учился – и сейчас понимаю, что к счастью. Почему? Потому что, не учась, я смог избежать давления авторитетов и сдерживания собственной творческой свободы. Хотя со мной, уверен, многие не согласятся. А вот на худграфе я встретил настоящих педагогов и наставников (худграф Башкирского пединститута всегда отличался демократизмом отношений и важнейшим для меня преимуществом – творческой свободой). Это Ринат Зуфарович Харисов, Григорий Александрович Загвоздкин, Александр Иванович Масленников, Рустям Мугинович Фаткуллин. У таких мастеров я учился с удовольствием! Я рано начал рисовать маслом. Окончив школу, год обучался на рабфаке в Уфе, затем поступил на художественно-графический факультет педуниверситета. Педагоги у нас были хорошие, но тех, кто хочет чего-то добиться, учат «стены» и окружение. Главное – внутреннее желание, внутренний посыл. Пишу я быстро, обычно в два-три сеанса, а бывает – и в один: манера письма и характер такой. Много времени занимает педагогическая деятельность, поэтому, конечно, работаю не каждый день. Но живопись – отдушина для меня, когда работаешь, поднимается настроение, появляется смысл жизни.

– Как у вас получается гармонично сочетать живопись и преподавание?

– Прежде всего, я, конечно, художник, а потом уже – преподаватель. К студентам у меня подход демократичный, я ничего им не навязываю, никогда не заставляю в каком-то определенном направлении работать. Стараюсь так направить, чтобы они сами раскрывались, свой почерк искали. Главное, чтобы у них появилось желание работать. К сожалению, сейчас этого сложно добиться: урезаются часы по спецпредметам, поступает контингент менее сильный в последнее время. Более талантливые ребята стремятся в большие города, в столичные вузы.

– У вас есть свои любимые работы?

– Мне нравится цикл «Венеция» – это был капельный период, когда краска свободно течет и как бы «дорабатывает» что-то сама.

– Ваши любимые художники…

– Мои любимые художники – Матисс, Сезанн… А из русских – Константин Коровин, Илья Машков. Лучшим российским портретистом я считаю Николая Фешина, он превзошел по мастерству даже своего великого учителя – Илью Репина. Это сложный, я бы сказал, мучительный жанр, эмоционально выматывающий. Ты стремишься на холсте раскрыть психологию, характер человека, его внутренний мир. У хорошего портретиста все это происходит на подсознательном уровне. Что касается меня, то в институте в качестве дипломной работы я выполнил серию картин, посвященных Юрию Шевчуку, причем дипломную работу посвятил самому известному нашему земляку Юрию Шевчуку. Для этого специально поехал в Петербург и работал в студии Шевчука 10 дней, написав за это время 5 графических работ и картину. И в них постарался применить упомянутые принципы. Наверно, кое-что получилось.

Вы провели более 20 персональных выставок в разных городах и странах, участвовали в республиканских, всероссийских и международных конкурсах, выставках, таких как «Искусство сегодня» (Москва); «450-летие присоединения Башкортостана к России» (Ишимбай, Салават, Уфа, Москва); «Жанр портрета в изобразительном искусстве» (Уфа); «Ассамблея искусств» (Москва); «Русские национальные традиции» (Котор, Черногория); «Взгляд из России» (Турин, Монкальери, Ланьяска); «Аквабиеннале» (Петрозаводск); «Дни республики Башкортостан» (Париж); «Современное изобразительное искусство России» (Москва); «Русь православная» (Тольятти); выставка членов ТСХ России (Геленджик, Янгантау); «УРАЛ» (Тюмень); «Дни Украинской культуры в России» (Нижний Новгород); «Дни культуры Башкортостана» (Чебоксары); «Аргамак» (Уфа, Салават); «Взгляд из Италии», ЦСИ «Облака» (Уфа); «ИдельАрт» (Казань). И вновь Казань? Как вы всё успеваете?

– Считаю, что это не много, стараюсь хотя бы один раз в год одну персональную выставку проводить. Конечно, в финансовом и эмоциональном плане это непросто. У нас в России практически всё сам художник делает: рекламу, развеску… Я часто организовываю масштабные выставки с привлечением музыкантов, актеров, в частности, именно так проходила серия выставок «Почти итальянец» – в Бирске, Уфе, Магнитогорске. А сегодня я от души благодарю руководство Бирского филиала УУНиТ в лице директора В.В. Ганеева за оказанное содействие и поддержку в организации очередной выставки в Казани.

Выставка продлится практически все лето, до 10 августа.

Автор: Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас