Кружевоплетение имеет богатую историю. С давних времён это ремесло считалось одним из самых изысканных видов прикладного искусства. В экспозиции представлены уникальные образцы старинных коклюшечных кружев и изделий из фондов Аксаковского музея. А также работы членов уфимского клуба «Плетешок», руководителем которого является Лариса Раисовна Клих. В экспозиции представлены также творения учащихся Уфимского колледжа ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова.
На открытии мастерицы поделились опытом и впечатлениями от своей работы, поведали о тонкостях поистине ювелирного мастерства. По словам Ларисы Раисовны, ремесло работы с коклюшками является одним из способов донести до поколения историческую связь с корнями, с неким культурным фондом заложенным ещё нашими бабушками. Основным инструментом кружевоплетения являются коклюшки. Хочется отметить, что создание коклюшек – отдельный вид нетривиального ремесла. Они могут быть выполнены из различных материалов – дерева, пластмасс, слоновой кости. Деревянные коклюшки чаще всего делаются из берёзы, также из клёна и яблони, также используются дуб, бук, ясень, рябина и древесина некоторых других пород. Каждый инструмент, таким образом, несёт свою уникальную энергетику, связанную с природой. А творец – ремесленник, в свою очередь, выполняет свою филигранную работу, как бы передавая опыт предшествующих поколений.
Мастерство кружевоплетения в XVIII веке вошло «в свои права». На заре зарождения этого ремесла созданием «воздушных замков из тонких нитей» занимались крепостные, тогда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали на своих барынь. В течение многих лет кружево прошло незначительные изменения. Существует предание, что происхождение названия «кружево» связано со словом «круг». Если придерживаться этой «гипотезы», можно с лёгкостью провести параллель с метафорическим круговоротом материи в природе и истории. Кружево как элемент самоценного декора «закольцовано», то есть не утратит свою актуальность вопреки любым новейшим веяниям моды. Так, на сегодняшний день этот вид декоративно-прикладного искусства пользуется популярностью в украшении одежды или белья, аксессуаров. Современные дизайнеры одежды виртуозно совмещают его даже с совершенно «несинонемичными пластами» тканей. Ярким примером тому является декорирование кружевом джинсовой ткани. Экспозиция, состоявшаяся в музее С.Т. Аксакова, наглядно демонстрирует то, как сегодня в целости до нас дошло старинное плетёное кружево наших бабушек. Именно эти «чудеса с закромов» представлены на выставке в виде старинной коллекции фонда. Мастерицы работают в единой технике, апробированной временем, но каждая имеет свой уникальный творческий почерк. Женщин разных возрастов, увлечений, мировоззрения объединяет нетленная любовь к творчеству, возможность своими руками создавать уникальные кружевные изделия не только для себя и своих близких, но и показывать их всем желающим. Работы кружевниц участвовали в различных городских и республиканских фестивалях народного творчества и являются завсегдатаями городских мероприятий, связанных с рукоделием. Так, Евгения Нефедова, Татьяна Гурьева, Анастасия Шалдина, Евгения Нефёдова и руководитель студии Лариса Клих в 2016 году приняли участие во Всероссийском конкурсе мастеров «Серебряная коклюшка» в Вологде. А в 2015 году клуб «Плетешок» под руководством Ларисы Раисовны получил Диплом участника II Специализированной выставки-фестиваля, организованной Башкирской выставочной компанией. А также участие в интересных выставках на саммите Брикс в 2015 г., и на Всемирной фольклориаде в 2021 г.
В экспозиции «Коклюшек перезвон» представлены работы, созданные мастерами различной временной периодики и также различные инструменты. Спектр представления изделий разнообразен – кардиганы, салфетки и аппликации, которые при нехитрых манипуляциях можно превратить в оригинальные аксессуары для одежды, самобытные панно и многое другое.
Каждый посетивший выставку откроет что-то своё в многообразном мире «ажурного волшебства». Экспозиция продлится до 11 марта.